Финляндский вокзал не является объектом культурного наследия. Такое заключение опубликовал КГИОП, ссылаясь на выводы комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта. Заявление о включении вокзала в перечень подавали градозащитники.
Именно на Финляндском вокзале начинался первый этап Дороги жизни, оттуда же отправляли в эвакуацию детей, женщин и стариков, на платформы доставляли боеприпасы во время войны. А после снятия блокады, именно этот вокзал принял первый поезд с продовольствием. И даже этого не хватило, что бы заслужить статус объекта культурного наследия. Почему, расскажет Татьяна Самсонова.
Включить Финляндский вокзал в перечень объектов культурного наследия нельзя по нескольким причинам, говорят эксперты. Несмотря на то, что здание относится к постройкам периода модернизма в Ленинграде, возведено оно не по оригинальному плану, а представляет собой переработку проекта неоклассического здания, претерпевшего ряд переделок. Градозащитники, в свою очередь, уверены – отсутствие статуса памятника приведет к еще большей потере исторического облика вокзала. Тем более что в ближайшее время железнодорожный узел планируют реконструировать.
АЛЕКСАНДР КРЕЧМЕР,историк архитектуры, градозащитник: «На сегодняшний момент мы уже потеряли историческую отделку фасада, потому что она была каменной. Также мы видим, что уже, конечно же, не авторская надпись «Финляндский вокзал» и главным вандализмом сегодня является то, что произошла реконструкция часовой башни».
Первое строение возвели еще в 1870 году. Современный железнодорожный узел создали спустя десять лет после окончания Второй мировой войны. Именно Финляндский вокзал стал центральным объектом первого архитектурного ансамбля послевоенного Ленинграда. Это, по мнению градозащитников, не менее важный аргумент для признания сооружения вновь выявленным памятником.
ТАТЬЯНА САМСОНОВА,корреспондент: «Финляндский вокзал был единственным работающим в годы блокады. Здесь начиналась Дорога жизни. В феврале 1943 года сюда прибыл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки Дороги жизни».
Именно на Финляндский в 1917 году вернулся из эмиграции Ленин. Спустя девять лет в память об этом событии на площади был установлен памятник. А в 1961-м на перроне появился паровоз, доставивший вождя мирового пролетариата в Россию. Кстати, и монумент, и паровоз, и фрагмент фасада старого здания, где выступал Ульянов-Ленин, входят в перечень объектов культурного наследия. И несмотря на то что самому железнодорожному узлу такой статус не присвоили, никаких кардинальных перемен здесь не планируется, уверяет руководство вокзала.
СЕРГЕЙ ФЕДОРОВ,начальник Финляндского вокзала: «Никаких наружных работ, никаких фасадов никто делать и трогать не будет. Только внутреннее, за счет внутренних резервов есть такие возможности увеличить площади вокзала, увеличить площади обслуживания для пассажиров. Детские зоны отдыха сейчас востребованы, мы тоже бы очень хотели ее здесь открыть».
Ежегодно с Финляндского отправляются более 6 миллионов человек. И это только в пригородные направления, плюс те, кто пользуется поездами дальнего следования. А еще сюда приходят просто погулять. На площади у фонтанов часто назначают свидания. И пусть вокзал не сделали памятником, он все равно останется под охраной как одна из архитектурных доминант Петербурга.