Лана Конокотина  Эти античные памятники ни за что бы не сохранились, если бы не злосчастное извержение. Более полутора тысяч лет они дожидались своего часа под многометровой толщей вулканического пепла. Застывший, окаменевший пепел не пропускал воздух, тем самым остановив естественный процесс разрушения.
Открытие в XVIII веке Помпей и Геркуланума – небывалое археологическое везение! Воскресшие из небытия улицы и площади, дома и храмы, амфитеатры и гробницы — дают исчерпывающее представление обо всех сторонах жизни античной цивилизации.
Паоло Джульерини,директор Национального археологического музея Неаполя: Эта экспозиция предваряет масштабную выставку, которая начнёт свою работу в апреле. В Эрмитаж прибудет множество шедевров из самих Помпей, из Национального Археологического музея Неаполя. Жители Помпей и Геркуланума, очень многие, предпочитали жить в богато украшенных домах, и были очень состоятельными. Поэтому, их дома всегда украшали фрески.
Массимо Осанна,директор археологического парка «Помпеи»: В XVIII-XIX веке была такая практика: во время раскопок снимать особенно ценные фрески со стен и распределять по разным коллекциям. Сейчас у нас есть новые технологии, позволяющие сохранять фрески прямо на месте. Мы их теперь снимаем со стены, только если есть какая-то опасность. К примеру, та фреска, которая за моей спиной, она была снята из-за того, что дом, в котором она находилась, стоял на склоне и мог в любой момент обрушиться.
Рассматривать фрески Помпей и Геркуланума необычайно увлекательно – в них много жизни, чувственности, эротизма, явно прослеживается подмеченное Фридрихом Ницше «необузданное, дионисийское» начало. Скульптурные же памятники – куда более консервативны. Они ассоциируются с холодной и непогрешимой «винкельмановской» античностью…
Паоло Джульерини,директор Национального археологического музея Неаполя: Эта скульптура была создана во времена правления императора Октавиана Августа. «Конкордия» — означает «мир». В руке она держит рог изобилия. Это символ процветания и развития римской империи.
Особой строгостью пластической формы отличается и происходящий из Геркуланума бронзовый бюст императора Тиберия. В нём много довольно архаичных черт, восходящих к древнейшей, этрусской традиции.
Паоло Джульерини,директор Национального археологического музея Неаполя: Памятники погибших в I веке городов — бесценный источник информации о более ранних эпохах. Те же фрески, — они очень часто являлись копиями более ранних греческих фресок, которые не сохранились до наших дней.
Приморские города прекратили своё существование за сутки… чтобы в итоге остаться в «вечности», став неиссякаемым источником вдохновения для исследователей и творцов. Гуляя по археологическому парку Помпей, можно без труда найти ту самую Улицу Гробниц, на которой развернулось действие эпохального полотна «Великого Карла». Главная героиня которого – упавшая с колесницы и разбившаяся о камни знатная молодая женщина – гениальная аллегория античной цивилизации – в конце первого века нашей эры – ещё прекрасной, но уже прекратившей развитие, постепенно уступавшей своё место на арене истории новой эре, христианской.