Документальное кино выглядывает в окружающем правду и настоящее. Эта задача трудная, ведь все мы знаем: кругом сплошной обман. И тут не из-за чего грустить, это не новость. «Все в мире правда, в мире все обман», — писал, к примеру, Константин Бальмонт. А до него Гоголь предостерегал не верить даже Невскому проспекту: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».
И вообще, прививку неверия мы получаем еще в детстве. Взять хоть Деда Мороза, хоть Буратино, проткнувшего носом нарисованный очаг. Благодаря последнему есть и хорошая новость: обманки сулят нечто увлекательное. С этим согласится Лана Конокотина, изучавшая обманки из мира искусства, собранные на новой выставке в Эрмитаже.
Лана Конокотина,корреспондент: «Кажется, все это — живопись на холсте! Но нет. На самом деле все эти картины фарфоровые. И подобных, превосходно выполненных обманок на новой эрмитажной выставке очень много. Разгадывать их — увлекательнейшая игра».
Многие обманки самостоятельно, без помощи информации в каталоге или на этикетке, разгадать практически нереально. Ну вот кому, к примеру, придет в голову, что кружевной воротник создан из семечек огурца. А цветы и листья на шпильке вовсе не из голубой эмали, а из перьев маленькой птички, зимородка!?
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «А это — совсем потрясающая история! Это яйцо отдают на реставрацию одному из крупнейших реставраторов, ювелиров мира. А он говорит: «Это мы берем, а бантик отдайте специалистам по тканям!». Но бантик, он как раз сделан из серебра! Именно его и принесли на реставрацию».
Ирина Багдасарова,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: «Эту витрину мы назвали «Мухи и насекомые». На стекле, действительно изображены мухи, бабочки, мотыльки. Дело в том, что когда в такие стаканы, графины и другие посудные формы наливалась вода, то они становились объемные и визуально шевелились!»
В создании столь интригующей и эклектичной выставки смогли поучаствовать почти все эрмитажные отделы! Ведь иллюзорные объекты присутствовали в искусстве всех без исключения эпох и народов. Только цели они преследовали разные!
Древнеегипетские обманки связаны с загробным культом. Усопших сопровождали многочисленные имитации необходимых в быту предметов. К античным обманкам можно отнести и мраморные статуи с виртуозно проработанными, будто настоящими, складками. И помпейские фрески, создававшие ощущение трехмерности. Расцвет же стопроцентно шутливых обманок, пришелся на галантную эпоху, обожавшую всевозможные розыгрыши.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «Эта выставка насыщена такими иллюзорными вещами, такой игрой, которая на самом деле не совсем игра! А способность человека превратить одно в другое, подражать природе. Вещи из простых материалов имитируют вещи из богатых материалов! Это главная вещь человеческая — имитировать то, что тебе недоступно! Золото имитировать. Из себя изображать умного, когда ты не умный!»
Лана Конокотина,корреспондент: «В этой библиотеке, к сожалению, ничего прочитать не получится. К примеру, здесь кажется, что книги стоят на полке… На самом деле полки пустые!»
Шкатулки в виде книг… Деревянные фигуры в человеческий рост, поджидающие доверчивых гостей где-нибудь в конце аллеи… Фарфоровые овощи и фрукты, которые так и хочется съесть… Чтобы уж совсем запутать зрителя, некоторые обманки Эрмитаж расположил рядом с теми предметами, которые они имитируют. Легкая, игривая и в то же время философская выставка блестяще рассказывает о необъятной музейной коллекции. И заставляет в очередной раз задуматься об иллюзорности этого мира.