«Наша живопись нужна нам самим» – традицию «отцов» художник продолжил со всей серьёзностью и за всю жизнь так ни разу и не представил свои работы широкой публике. А значит, событие в галерее 14/45, действительно, можно назвать историческим – первая персональная выставка Александра Гудзенко, наконец, раскроет яркость самобытного дарования.

НАТАЛЬЯ ГУДЗЕНКО,вдова художника:
Назвать это серьёзной работой в том смысле, что условия позволяли, трудно. Условий, особенно в начальный период, не было никаких. Это был уголок на кухне или среди детских кроваток. Энтузиазм, импульс всегда был, и работа просто кипела.

В мотиве старого города прослеживается влияние знаменитого отца. От Родиона Гудзенко сын унаследовал не только творческий ген, но и любовь к не парадному Петербургу. Благоговея перед талантом старшего Гудзенко, Александр вдохнул в пасмурные городские улицы нечто новое, трогательное и воздушное.

АЛЕКСАНДР ТРАУГОТ,заслуженный художник России:
Этот город написан с любовью, даже если маленькое окошечко светится, хочется заглянуть туда и видишь там жизнь. Этот лиризм его чисто петербургский, очень серьёзный, простой.

Среди картин, написанных будто на одном дыхании, есть оммажи прославленному творческому окружению: здесь, например, угадывается известная банная серия Родиона Гудзенко и Александра Арефьева. Однако, в отличие от предшественников, она более лиричная и нежная. «Пьяницы» – выстраданный цикл. Фактурная пластика его персонажей передает личностный драматизм.

НИКОЛАЙ БЛАГОДАТОВ,искусствовед:
Он сумел создать свой почерк, но при этом работы не попадают в систему, а чувствуется его личное отношение.
ЛИКА АЛОЯН,директор галереи современного искусства 14/45:
Работы Александра Гудзенко создают для меня образ человека, достигшего такой прозрачности, просветления. Он умел создавать из текучей и тягучей реальности мысли и формы, но при этом не привязываясь к ним. И таким образом стал человеком, который наконец научился летать.

А этот портрет таил в себе удивительную загадку почти полвека. Оказалось, что он написан рукой Александра Траугота – художник когда-то подарил эту картину ещё юному Александру. Случайная ошибка стала известна лишь на открытии выставки, а её наличие подтверждает, что Александру Гудзенко удалось достичь гениальности своих отцов. Сам же он считал, что любая картина с годами выдерживается и накапливает новые смыслы. Возможно, он знал, что время придаст его работам глубокую щемяще-нежную интонацию. И теперь они готовы явиться миру.