Новый год скоро, значит пора подводить некоторые итоги. Так, к примеру, 2018-й запомнится как год, когда искусственный интеллект шагнул на территорию искусства. И даже в этом бездушный алгоритм преуспел. На аукционе Christie’s за внушительные деньги была продана первая картина, созданная роботом.
В этом же году искусственный интеллект попробовал себя и в граффити. Пока в Штатах нейронные сети создают заготовки для стрит-артистов, наш отечественный робот уже вовсю самостоятельно рисует на стенах. Результаты можно увидеть в Екатеринбурге. Ну а петербургский стрит-арт пока что человеческое лицо не утратил. В этом можно убедиться на фестивале «Арт-стена», проходящем в Центре современного искусства имени Сергея Курехина. Алина Курпель расскажет подробнее.
Полотна в выставочном пространстве. Классическая галерейная экспозиция? Уличное искусство! Стрит-арт все чаще покидает городские пространства и проникает в тесные выставочные залы. В этом году фестиваль «Арт-стена» решил обратиться к своей 7-летней истории и проследить, как за это время изменилось искусство улиц.
Николай Супер, куратор выставки: «Первая «Арт-стена» – это 2011 год. Тогда еще культура только набирала обороты. Тогда получить разрешение на роспись в городе было гораздо проще. Сейчас это практически невозможно. Поэтому мы переехали в галерейное пространство».
Ретроспективная фотоэкспозиция разделена по годам. Вот посетителей возвращают во времена, когда фестиваль только начинался. Написание своего имени, пристальное внимание к шрифтам – то, что мы представляем, когда слышим слово «граффити» – и было основным наполнением «Арт-стены». Однако те, кто тогда выходил на улицы, сегодня делают это крайне редко. Они все больше занимаются иллюстрацией и пишут картины. Экспозиция показывает, как с годами менялась форма и рождался феномен, именуемый сегодня «пост-граффити».
Николай Супер, куратор выставки: «Граффити на холсте с элементами супрематизма. Суть остается той же. Это ребята пишут свое имя. Здесь мы видим классику, которая зародилась в Нью-Йорке. А это Петя Петро из Москвы. Он работает в стиле супрематизма».
В этом году представили и несколько новых работ. Одну из них художники Samek, Occultra, Rayons Crew создали прямо на глазах у зрителей. Но и этот рисунок своего рода ретро – авторы объединили образы, которые уже появлялись в их граффити на прошлых фестивалях. Место для нового творения предоставили и художнику, известному далеко за пределами стрит-арт-сообщества – Стасу Багсу. Его новое высказывание – глубоко личное. И в то же время универсальное.
Стас Багс, художник: «На тех стенах просто мое видение того, как развивается и происходит со всеми людьми. Там одна из цитат: «Двадцать лет я мечтал, а теперь я веду свою дочь в детский сад». То есть твои мечты в какой-то момент трансформируются и определяются твоим сыном или дочерью. И его мечты более важны, чем твои».
За семь лет существования фестиваля отношение к стрит-арту в нашей стране изменилось: работы уличных авторов представлены в ведущих выставочных пространствах, а в Петербурге давно работает Музей стрит-арта. Однако оставить свой след на стенах художникам стало гораздо сложнее. Уютно чувствующий себя в галереях стрит-арт теряет свое основное пространство – улицу.