Впервые «Фантазии Фарятьева» в БДТ поставил Сергей Юрский в 1976 году. Он же был и исполнителем главной роли.
В 1979 году на «Ленфильме» Илья Авербах снял кинокартину по этой пьесе. Это была первая драматическая роль Андрея Миронова. Режиссер долго сомневался в выборе актера на роль Фарятьева. Миронов потратил немало сил и все-таки убедил режиссера, что справится. Авербах подобрал Миронову нелепый мешковатый костюм и запретил мыть голову весь съемочный период. На площадке от вида актера морщилась даже его партнерша Марина Неелова. Сравнения с фильмом, конечно, неизбежны. Но Дарья Патрина попыталась абстрагироваться от этих впечатлений и увидеть в новой версии «Фантазий» театра «Приют комедианта» свои смыслы.
Светящаяся шкала советской радиолы неизменно ассоциируется со сложностью настройки, постоянными помехами и блуждающими голосами. «В Ашхабаде снег», «В Киеве дядька», «Ты знаешь, какой мне приснился сон». Обрывочные фразы кажутся отрезками, но это – радиоволны, явленные миру в определенный момент, а до и после они продолжаются, наверное, бесконечно. Их несовпадение – нерв пьесы. А Фарятьев подобно радиолюбителю пытается поймать и расслышать.
«Некрасивый человек неопределенного возраста». Странный герой, чье появление сбивает привычный ритм повседневной жизни. Фарятьев обещает любить как никто никого и никогда. Такое подкупает. Но счастья не будет, только мечты и невероятные фантазии Фарятьева – например, избавить мир от всех болезней.
«Фантазии Фарятьева» Алла Соколова написала в середине 70-х, в странное тихое десятилетие для страны, в эпоху людей, обманутых оттепелью. Их растерянность – тоскливый ноктюрн. И в этом они совпадают с нами. Возможно, поэтому пьесы 70-х востребованы современным театром.
Ретрокостюмы, ретробудильники, но все те же, как и полвека назад, радиоволны. Несовпадающие и втянутые в пространство нашего времени. Так случилось, что автор пьесы Алла Соколова умерла в день этой премьеры. А нам остается сезонное похолодание, и, похоже, каждому – на своей частоте.