Репортаж Марии Евсюковой о разработках ленинградских и петербургских НИИ и аппаратах, которые отправляли исследовать спутник Земли.
Юго-запад Петербурга. Горелово. Здесь находится Научно-исследовательский институт транспортного машиностроения, в том числе внеземного.
Мария Евсюкова, корреспондент: «В начале 60-х одним из символов мощи Советского Союза были танки. Поэтому именно НИИ Трансмаш как один из основных разработчиков боевых машин получил секретный госзаказ на создание автоматического шасси. Именно в этом здании Луноход поставили на ход. Так что все межгалактические и космические испытания оборудование проходило вполне себе в земных условиях. Свои первые метры Луноход-1 проехал в Ленинграде. Не пропрыгал, не прошагал и даже не прополз, как это изначально предполагалось, а именно проехал».
Сергей Федосеев, главный конструктор по космической тематике НИИ Трансмаш: «Внутри это мотор-колесо. Каждое из колес оснащено своим двигателем и редуктором. У автомобиля есть передний, задний привод. А здесь у каждого колеса».
— До записки Королева «Считать поверхность Луны твердой!» какими были колеса?
— Королев эту записку написал по какому-то другому поводу. Никогда Королев не говорил такого про транспортное средство, как инженер он прекрасно понимал, что всё зависит от грунта. И организовал большие работы.
Через несколько лет после выхода кинокартины «Дело было в Пенькове» мечты ее героев станут реальностью. 17 ноября 1970 года с этой ракетой взлетит и статус советского союза. Зарубежные газеты напишут: «Человек управляет роботом на расстоянии 400 тысяч километров».
Это первая лунная панорама. Диспетчер проверяет состояние космического путешествия. По команде с Земли раскрываются трапы.
Сигнал растет, вижу лунную поверхность. Поверхность ровная. Есть небольшие камни, решение вперед 5 метров.
В начале 90-х ВНИИ Трансмаш приступит к разработке еще одного планетохода. Но испытать грунт красной планеты ему не суждено. В 98-м году космическую программу заморозят и он станет музейным экспонатом.
Сергей Федосеев, главный конструктор по космической тематике НИИ Трансмаш: «Марсоходом должна была стать такая машина. Она довольно хитрая, например, конические колеса, если закапывается, при соприкосновении с грунтом давление уменьшается».
Лунная миссия стала выполнима еще благодаря мягкой посадке лунохода на поверхность спутника. Обеспечивал ее этот высотомер. Прибор под рабочим названием «Квант». Собран в Ленинграде в институте робототехники и технической кибернетики.
Александр Железняков, советник директора главного конструктора ЦНИИ РТК: «Представьте такую ситуацию, если бы не было этого прибора, если бы не была сформирована нужная команда, двигатели продолжали бы работать, аппарат достиг поверхности Луны и, учитывая, что там небольшая сила тяжести, двигатели его бы подкинули. Необходимо их было отключить, что и делал наш прибор».
На Землю советские луноходы так и не вернулись, батарейки разрядились. Но тогда это никого не беспокоило. В космической гонке Страна советов снова впереди планеты всей! И о личном луноходе уже мечтал каждый советский ребенок.
Мария Евсюкова, корреспондент: «В конце 70-х в Ленинграде начали выпуск луноходов с экипажем. Игрушка работала от батареек, ездила вперед-назад, поворачивала вправо, влево. И зажигались габаритные огни. Это, кстати, единственное, что сейчас у нее работает. Стоила 12 рублей 60 копеек, по тем временам немалые деньги. Далеко не каждая семья могла себе его позволить. И вот пока правительство страны продолжало мечтать о высадке человека на Луну, советские девчонки и мальчишки уже в воображении покоряли пространства далеких планет».
Новый космический рубеж запланирован на ближайшее десятилетие. В 2030 году на поверхность Луны наши космонавты установят жилые блоки, лабораторию, радиационное убежище и астрофизическую обсерваторию. Космическую программу планируют разморозить запуском станции Луна-25 во второй половине уже этого года.
Мария Евсюкова, корреспондент: «Возможное продолжение серии наших луноходов — робот-геолог. Пока он существует только в виртуальном пространстве и больше напоминает компьютерную игру. Здесь можно посмотреть его комплектацию. Это автономно-научная станция, оборудование для сейсмической разведки и есть здесь буровая установка. Максимальное погружение до 3 метров. Кстати, это отличительная особенность робота от его предшественников».
«Космос наш», убеждены петербургские конструкторы. И это наши луноходы первыми оставили колею на спутнике, это мы придумали солнечные батареи, мы полетели в космос и это наша ленинградская межгалактическая победа.