Объединение реального искусства, или сокращенно ОБЭРИУ, существовало в Ленинграде в конце 20-х – начале 30-х годов. Хармс, Заболоцкий, Введенский декларировали отказ от традиционных форм искусства, считали, что нужны новые методы изображения действительности, главным из которых считали абсурд.
Режиссер Борис Павлович попытался собрать театральный пасьянс на основе текстов и биографий обэриутов. Предыдущий спектакль проекта «Квартира» по мотивам произведения Липавского «Разговоры» сейчас номинирован на «Золотую маску». Но в нем голос автора не звучит. В новой постановке «Исследование ужаса» философский текст Леонида Липавского обрел звучание. Строки обэриутов расшифровывала Дарья Патрина.
Они собирались у Леонида Липавского на Гатчинской улице. Вот так же заходили с мороза, пили горячий чай на кухне, заводили разговоры. Прятались в уютной шкатулке дружеских бесед от странного времени за окном – 1933-й, 1934-й. Страна гудит индустриализацией, громоздятся заводы. В квартире Липавского громоздились слова и идеи. От развернутых списков того, что кому интересно, до идеи о том, что Земля – полый шар, и мы живем на внутренней его стороне.
Философ Друскин, переводчик Михайлов, поэты: Хармс, Введенский, Олейников, Липавский и Заболоцкий. А также жена Липавского Тамара. Вот список участников одного из самых ярких литературных хеппенингов 20-го века. Липавский когда-то оформил разговоры обэриутов в книгу. «Исследование ужаса» возвращает их в стены квартиры. Кухня, библиотека, гостиная. Герои раздваиваются, следуя то ли логике абсурда, то ли абсурдному отсутствию логики.
Вдохновенные и страстные монологи сменяются спорами с растущим градусом нетерпимости. Последняя запись Липавского – горькая констатация невозможности и дальше быть вместе. Тем более горькая, что каждого из «чинарей» за пределами квартиры ожидало тотальное одиночество.
Маленький мир возник и исчез в реальном времени за 2 года, в театральном – за 4 часа. Громада слов осела с драматическим эффектом. Близко от зрителей. И они, подобно обэриутам, уходили за пределы квартиры на скользкие улицы своего странного времени.