В Главном штабе Эрмитажа прошел интеллектуальный марафон «Страсти по Пьеро делла Франческа». В центре вопрос: почему выставки классического искусства так популярны сегодня.
Диалоги вели Михаил Пиотровский и Александр Боровский, Дмитрий Гутов и Иван Говорков. А вокруг барочная музыка и художественные эксперименты. Один из трех художников, приглашенных на марафон – Павел Игнатьев.
Его инсталляция «Макраистории» как будто выхватывает и приближает к зрителю яркие и загадочные детали с полотен делла Франческа. Как материализуется, например, коралл, увидите прямо сейчас. Потому что Павел Игнатьев – наш следующий герой.
Павел Игнатьев,скульптор: «Да, это деда мастерская. И вот здесь лепили Достоевского. Привели меня, когда ребенок начинает ходить – год, два, три… Ну, чтобы не перепачкался,года в три, наверное… Воспитание и образование в художественных семьях разделить тяжело. Мне кажется, вообще не очень с воспитанием… К счастью, мне все это очень нравится. Так я и продолжаю работать. И много здесь работ моих родственников».
Его дед – скульптор Александр Игнатьев, автор надгробия Ахматовой. Бабушка – скульптор Любовь Холина, автор памятника Достоевскому. А когда-то
нынешняя мастерская Павла Игнатьева принадлежала его учителю в академии Михаилу Аникушину. Именно Аникушин дал на выпускном курсе задание своим студентам – «Памятник определенному лицу». Из которого у Игнатьева вырос Трезини, чья внешность сохранилась только в памяти современников.
Сейчас Трезини на площади своего имени. В шубе с ироничными барочными завитками, с головой, горделиво поднятой вверх, чтобы с земли не разглядеть черт лица. Но между студенческим проектом и открытием памятника прошло без малого 20 лет.
Павел Игнатьев,скульптор: «Я его забывал. Три раза выбрасывал книгу «Искусство Петровского времени». Потом снова покупал. Он, конечно, много занимал времени».
Освободившееся пространство заняли новые идеи и новые формы творчества. В 2015-м Игнатьев на Всемирной выставке в Милане впервые опробовал жанр скульптурного перформанса. Его «Доктор Живаго» проходил в последний день, когда пришли около 100 тысяч человек. Время от времени подобные опыты он повторяет в Эрмитаже и в Манеже.
Четверть века со студенческой скамьи Павел Игнатьев занимается реставрацией. От памятников Летнего сада скульптур Адмиралтейства и Горного института до «Матроса и кораблестроителя» на Доме военморов. И мистических сов на Доме городских учреждений. Оригиналы сов были утрачены во время блокады. Они упали и разбились. Изображений почти не осталось.
То, что мы видим сейчас, Павел Игнатьев воссоздал при помощи знаний эпохи модерна и опыта реставратора. Получается, что ко многому в городе.
Павел Игнатьев,скульптор: «Когда мы едем с сыном, он предупреждает: не говори,что ты сделал Шварца! Я запомнил…»