Праздник ведет свою историю с 1906 года, когда и появился новый класс боевых кораблей – подводные лодки. В нашем городе можно познакомиться с историей флота, побывав в нескольких музеях. Артур Ходырев продолжит.

Через стекла этих маленьких иллюминаторов разглядеть, что внутри невозможно. Экипаж из двух человек умудрялся, находясь в полной темноте, ориентироваться в пространстве. Подводная лодка Джевецкого – первый в мире серийный подводный аппарат. Экземпляр сохранился чудом. В боевых действиях их никогда не использовали. Впрочем, именно эти аппараты приводили в ужас японских моряков.

Олег Филатов, старший научный сотрудник отдела научного просвещения ЦВММ: «В ходе этой войны японцы потеряли на минных постановках два своих броненосных корабля. "Хасуси" и "Сума". Они решили, что это действия русских подводных лодок. По одной из версий, отказ от штурма Владивостока был связан с этим событием».

С момента первого спуска на воду прошло почти 140 лет. За это время подводный флот сделал невероятный шаг вперед. В соседнем зале Морского музея стоит макет техники, способной разрушать целые континенты.

 Олег Филатов, старший научный сотрудник отдела научного просвящения ЦВММ: «Двадцать ракет стоят перед рубкой. Р-39 или РСН 52 – у каждой имеется разделяющаяся на 10 штук боеголовка, мощностью каждая – по 100 килотонн. Ну вспомните, сколько было сброшено на Нагасаки и Хиросиму – можно умножить».

На два города сбросили тогда бомбы мощностью 40 килотонн. Мощь этого вооружения – 20 000 килотонн в тротиловом эквиваленте. Применить эту силу когда-то – синоним конца света. Впрочем, сейчас даже эти ракеты у подводников считаются пережитком прошлого.

Из Каспия удар по врагу наносили тогда современные дизельные подводные лодки. Среди подводников «дизеля» считаются самыми сложными для работы. Но долгое время именно они составляли основу нашего подводного флота. Д-2 «Народоволец» – символ этого типа лодок. А еще герой, рекордсмен, живой памятник, который может посетить каждый.

– Именно эта лодка под командованием Линденберга, который был командиром всю войну. Ни один из членов экипажа не получил ни одного ранения. Это огромная заслуга, и везение. Сама лодка не пострадала ни коим образом. При этом, выполнила пять успешных торпедных атак.

Представить, как здесь служили, трудно. Вот мы в торпедном отсеке. Окон нет, дверей нет, говорить нельзя, стоять неудобно.

– Вы на подводной лодке служили? Вы же высокий такой!

Кирилл Кондратьев, заведующий музея «Подводная лодка "Д2 Народоволец"», капитан 2 ранга:
– Я на подводной лодке не служил. Но служили и служат мои друзья – они еще выше ростом. Современные подводные лодки – это немножко иначе. Этой лодке 90 лет. И здесь было ограничение по росту 1,65.

Кстати, спали прямо в обнимку с торпедой. По команде капитана, занести её в торпедный аппарат необходимо было за несколько минут.

Передвигаться по отсекам, не имея сноровки, трудно. То головой ударишься, то заблудишься. За поход экипаж терял около 20-30% процентов своего веса, работая в невыносимых условиях.

Артур Ходырев, корреспондент: «Специально для нас на лодке на время отключили вентиляцию. Спустя 15 минут воздуха уже не хватает. Представить , что в это время происходило в машинном отделении во время похода, трудно. Здесь располагаются 2 мотора 1919 года выпуска, немецкого производства. Они до сих пор в рабочем состоянии. Просто законсервировали».

Теоретически, Д-2 может выйти в море, если придется. Главное будет найти экипаж на такую нечеловеческую работу. Недаром труд подводника часто сравнивают с работой космонавта, притом полет в космос считается более простым физическим и психологическим испытанием. В этом убеждаешься, когда слушаешь рассказы экскурсоводов музея – все из числа бывших подводников.

Станислав Ольшанченко, научный сотрудник филиала ЦВММ подводная лодка Д-2 «Народоволец», капитан первого ранга в отставке: «Пока сам все это не прочувствуешь, трудно представить. То есть, воображения человека недостаточно, чтобы представить и поставить себя в той обстановке, в которой находятся подводники, как люди выполняют свои обязанности в таких условиях. Но мы всегда объясняем – на таких подводных лодках служат герои. Хоть и без звезд».

Такими героями здесь считают погибших моряков лодки Курск. Этой трагедии посвящен отдельный стенд. Главная реликвия – китель и копия записки капитана Дмитрия Колесникова, слова которого передают суть того, что мы называем подводный флот – «Всем привет, отчаиваться не надо».