Никакая политическая турбулентность не может помешать культурной эволюции. И кто бы что ни говорил, а в Мариинском театре фирменный фестиваль балета открылся вечером американской хореографии. На котором показали два репертуарных спектакля: «Серенаду» Баланчина, «В Ночи» Джерома Роббинса, а также одну новинку.
Легенда мирового балета Михаил Барышников после бегства в Америку знакомится с хореографом Твайлой Тарп, которая и сочинила для него балет Push comes to shove, что является речевым оборотом, означающим: «Ну коль дошло до драки, до дела, то…» Однако в названии зашифровано и особое значение.
Для Барышникова и Тарп главной была, конечно же, не борьба, а синтез классической выучки, полученной Михаилом от его педагога Александра Ивановича Пушкина, и нового танцевального направления, одним из символов которого была хореограф Марта Грэм. В ее хореографии – постоянная игра с элементами классического танца, которые то и дело перерождаются в какие-нибудь движения из, так сказать, «другой оперы». Но это было открытием 40 лет назад. Сегодня изюминка в другом: стоит ли пытаться ли воспроизвести Барышникова?
С солистом Мариинского театра Кимин Кимом Твайла Тарп познакомилась в Нью-Йорке более чем за полгода до постановки. Она видела артиста в «Баядерке», беседовала с ним. И, наконец, поняла, что может ставить этот балет специально для него.
В увлечении главными героями балета есть риск забыть о «неглавных». А постановка эта интересна и другими персонажами. А также работой кордебалета, композицией групп, рисунком их перестроения и общей атмосферой.