Музыка Поля Мориа для советских слушателей была окном в запретный западный мир. Ему разрешали выступать в Советском Союзе, а мелодии в исполнении оркестра Мориа звучали на нашем телевидении каждый день. В 2005-м за дирижерский пульт оркестра Мориа впервые встал Жан-Жак Жюстафре. В марте 2019-го он начинает большое турне по России с программой «Вспоминая Поля Мориа». Сегодня Жюстафре — гость программы «Культурная эволюция».
Жан-Жак Жюстафре,дирижер: «Я впервые встретил Поля Мориа почти 40 лет назад, в 1971 году. Но работал с ним только в студии. Я валторнист. А он никогда не использовал валторну, только для студийных записей. Но однажды он мне позвонил: хочешь поехать со мной на гастроли? И вот так я впервые отправился в Японию с оркестром Мориа.
Когда Мориа предложил мне возглавить оркестр, это было для меня полной неожиданностью. Он спросил: «Хочешь дирижировать моим оркестром?» И я так с иронией сказал: почему бы и нет? Ни на что особо не надеясь. Но это оказалось правдой.
Я помню свои первые репетиции с оркестром. Мориа всегда был рядом. Но всегда молчали, все же один я раз не выдержал, спросил у него: «Все нормально?» Он ответил: «Продолжай, все хорошо. Это не похоже на то, что делаю я, но мне нравится».Мориа был большим профессионалом, он очень тонко чувствовал музыку. Но с музыкантами был невероятно строг, иногда просто невыносим. Но это легко объясняется: они хотели идеального звучания своего оркестра.
Я думаю, секрет популярности Мориа объясняется просто: он был сам очень музыкально эрудирован и при этом прекрасно понимал, какая музыка нравится слушателям. Ведь если вдуматься, Бетховен тоже писал музыку для широкого круга. И Малер тоже, он в своих сочинениях использовал народные мелодии.
Конечно, на наших концертах в России мы обязательно исполняем самые популярные в вашей стране мелодии. Это и «Жаворонок», и «Под музыку Вивальди», и, конечно, «Токата». Я обожаю русских зрителей. Знаете почему? Когда они слушают музыку, они делают это так же, как и я, с большим сердцем».