Выпускник Валерия Фокина представил свою версию произведения классика.
Павел Богданов,корреспондент: «Старые наши выдумки к нам приползли с Востока, новые мы с грехом пополам с Запада перетащили, а мы все продолжаем толковать о русском самостоятельном искусстве! Иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как-то бойчее».
Кажется, что это пост из «Фейсбука». Но нет, это строчки из романа «Дым» Тургенева, действие которого происходит в 1862 году. Тем любопытнее, что для конкурса молодых режиссеров в творческой «Лаборатории 18» Александринского театра из большого творческого наследия писателя выбрали именно это произведение. В финал прошли сразу две работы: Михаила Милькиса и Алексея Демидчика. Так что «Дым» на Новой сцене будет сразу в двух версиях.
Первая часть – это спектакль выпускника режиссерского курса Валерия Фокина в школе-студии МХАТ Михаила Милькиса. На все про все у режиссера и актеров было только восемь дней. Таковы условия конкурса. Так что репетиционный процесс был максимально сжатым.
Из большого массива героев романа молодой режиссер оставил четверых. Двое из них вообще лишились имен. Он и она – типичные представители того самого «глубинного народа», о котором сейчас так часто говорят. В их уста Милькис вложил диалоги о политике, за которые после публикации романа Тургеневу досталось от современников. Критиковали за то, что эта линия не имеет отношения к канве произведения. Но все же больше за то, что писатель не пощадил никого, критикуя и «западников», и «славянофилов».
Эти диалоги в спектакле нужны только для того, чтобы дать передышку основным героям. Ведь в центре внимания режиссера Ирина и Литвинов. Их мучительный роман, который прервался на несколько лет и возобновился с новой страстью уже за границей, в интерпретации Милькиса превращается в словесную дуэль. Настоящий поединок мужчины и женщины.
В отличие от романа Тургенева в сценической истории Ирины и Литвинова, как и в реальной жизни, все еще может быть. Этот открытый финал — словно статус на просторах интернета: «Все очень сложно».