На место съёмок легендарных видео Юрий Зинчук отправился с их авторами: телеоператором Владимиром Гречишкиным и режиссёром Борисом Деденёвым.
Юрий Зинчук, ведущий: «Спасибо большое, что согласились дать интервью. Я даже неловко себя чувствую в окружении таких мэтров ленинградского телевидения. Давайте покажем зрителям эту фотографию. Объясняю: это Пугачёва. Это Владимир Михайлович. А за спиной Владимира Михайловича – это Борис Иванович. Слева Деденёв, справа Гречишкин, посредине Пугачёва. Не перепутайте.
Я бы назвал наше сегодняшнее интервью, с учётом вашего богатейшего телевизионного опыта, следующим образом. «В поисках Пугачёвой». Или «В поисках телевидения будущего». Ну кто, как не вы знаете, что такое ТВ, куда оно идёт, куда придёт и каким оно было. Вперёд! Командуйте! Где это было?»
Владимир Гречишкин, телеоператор: «Пожалуйста! Можно обойти, но лучше перешагнуть».
ЮЮ Это был 1984 год. 20 век. Прошлый век. Когда вы в первый раз Аллу Борисовну увидели, к тому времени она уже была звезда, первое впечатление? Борис Иванович, вы скажите!»
Борис Деденёв, режиссёр: «Кроме шуток, энергетика и сияние. Удивительный феномен. Она удивительная актриса. Причем, много об этом сказано, она берёт откровенностью. Она очень искренняя».
Владимир Гречишкин: «Чем популярнее человек, тем проще с ним было работать. Главное чтобы он понял, что мы не просто так решили погреться в лучах славы и постоять рядом. Это самое главное. В финале начался дождь, а у нас по плану на Неве было арендовано 2 катера. "Алла Борисовна, дождь. Мы заканчиваем". Она сказала: "Как это мы заканчиваем? А катер? Поехали". И мы с Пугачёвой на катере начали кататься.
Юрий Зинчук: «По тем временам — ещё раз подчеркну, это 1984 год — был выбран очень необычный стиль съёмки, субъектив. Сейчас снимает каждый второй. Достаёт смартфон и начинает снимать».
ВГ «Не я придумал. Это был стиль MTV. Телевизионные камеры были большими, они стояли на тяжёлых штативах. Вдруг после 1980 года появились репортажные камеры. Это была такая сказка — ты можешь взять, пройти с ней куда хочешь, лечь, встать».
Борис Деденёв: «По тем временам это уже было кино».
Владимир Гречишкин: «Для того, чтобы лицо сделать красивым, сейчас используются такие прекрасные вещи. Отражатели. Тогда такого не было, поэтому в операционном цехе я заказал 2 здоровенные деревянные 2,5 на 3 метра белые стенки. Их сюда привезли. И в качестве отражателя я их поставил на солнышко. Но тогда, честно говоря, Аллу Борисовну снимать было очень и очень легко»
Юрий Зинчук: «Сейчас совсем другой мир, другая эпоха, раньше не было таких камер, технических и цифровых возможностей. Но всё равно вы делали что-то такое, что меня как зрителя действительно цепляло и пронзало»
Борис Деденёв: «Всё было новым. Впервые. Естественно, Запад идёт впереди планеты всей, каких-то тенденций нахватывались оттуда, это было интересно. Потому что мы это делали впервые, этого никто не делал. Кураж на 100%».
Владимир Гречишкин: «Мы примерно представляли себе, мы делаем что-то новое, что интересно в данный момент зрителю. Я могу, конечно, спросить тебя: как ты думаешь, что интересно современному зрителю. Но я не могу ответить на этот вопрос. Не знаю».
Юрий Зинчук: «А Youtube знает!»
Борис Деденёв: «В том-то и дело. Никто не понимает. В руке плюшевый мишка. Камера вместе с этим мишкой в кадре ходит. Миллионы просмотров. В чём причина? Никто не понимает. И очень много таких парадоксальных вещей»
Юрий Зинчук: «Более того скажу, самое большое количество просмотров набрал ролик, где распечатывают какую-то игрушку».
Борис Деденёв: «Мы не спешим домой к телевизору. Где меня застало – там я и посмотрел. Это тоже меняет жизнь. Зритель стал избалованным, в хорошем смысле. И в плохом. Абсолютно информированный. Абсолютно всезнающий. И абсолютно нелюбопытный».
Юрий Зинчук: «Мне кажется, вы правы в том, что интернет и цифровые технологии – они убили классическое старое телевидение. Всё теперь уничтожено. Полностью ликвидировано. Каждый теперь может стать Деденёвым, Гречишкиным. Или я не прав?»
Борис Деденёв: «Я только что закончил институт. Я не понимал, как можно работать без сценария даже на маленьком произведении, на клипе. И тут на меня "обрушивается" Юрий Юлианович со своей харизмой, аурой, которой невозможно противостоять. И он говорит: либо сегодня едем снимать, или никогда. У меня в 18:30 другая съёмка, едем в Пушкин, я придумываю на ходу какие-то вещи. Даже не в машине. Меня научили, что режиссёр всегда должен принимать решения, пусть даже неверные, я на ходу должен придумывать. "Юр, ну давай выйди из-за дерева, листья попинайте". И вот этот набор был снят. Это набор, который сложился в ощущение осени. Как – я не знаю».
Юрий Зинчук: «Коллеги, вот сморите. Я вам сейчас приведу образец современного клипмейкерского искусства. Миллионы просмотров. Ваша художественная оценка».
Борис Деденёв: «Появились слои. Этот сектор слушателей и зрителей смотрит это. Кто-то другое. Всё есть. В сети есть всё. От тяжелейшего doom-метала. До безумного рэпа. Мне не нравится что во всей тенденции плохая игра актёров, стандартные ходы».
Юрий Зинчук: «Вы начинали чуть раньше, я чуть позже. Но мы жили романтикой того телевидения. Того золотого века ленинградского телевидения. Сейчас профессия умирает, выхолащивается. Куда идёт телевидение? Что с ним будет?»
Борис Деденёв: «Твоё "чёрное зеркало" снимает. И снимает — трудно в голове уложить — круче, чем стандарт вещания в нашей стране. Технически круче. Каждый, кто берёт телефон в руки — он оператор. Но это жизнь, это прогресс, по-другому быть не может. Это надо принимать и пытаться каким-то образом ситуацию поправить. Я преподаю, смотрю в лица ребят, хочу увидеть свет в глазах. Это редко, но бывает. И за них надо цепляться».
Владимир Гречишкин: «Мы старались получать от работы удовлетворение. Нужно сейчас стараться работать для себя. Как в "Мимино" — если мне будет хорошо, то и тебе будет хорошо. Я стараюсь работать, чтобы мне было интересно».