Магазины и кафе «только для своих», гиды-нелегалы и даже собственные платёжные системы. О китайских туристах в Санкт-Петербурге — репортаж Андрея Фёдорова.
«Едут, но не тратят». «Миллионы гостей из Поднебесной не приносят дохода России». «Китайская мафия грабит страну». «Бесполезные гости не помогут нашей экономике». Заголовки печатных изданий Владивостока, Иркутска, Омска, Красноярска и Москвы. Везде проблема одна. А как с этим обстоят дела в Петербурге? В самом красивом городе и культурной столице России, которую в прошлом году посетили 800 тысяч гостей из КНР?
К нам в гости приезжают две разные категории туристов из Китая.
Первая — молодые люди, самостоятельные и состоятельные путешественники. Пробуют русскую кухню и напитки. Хвалят, делятся впечатлениями в соцсетях. Но это чуть больше одного процента. Большинство их ровесников все же предпочитают Европу.
Вторая — небогатый средний класс. Путешествуют группами по 50 человек. Пенсионеры из южных провинций и сельской местности, которые еще помнят горячую дружбу с северным соседом и выбирают так называемый «красный туризм». Именно они и оккупируют достопримечательности города.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «При этом китайских туристов редко встретишь в метро. Не увидишь самостоятельно бродящими по улицам или за чашкой кофе в городских ресторанах. Просто приехали они по программе "все включено", которая оплачена еще на родине».
И эти деньги в бюджет Санкт-Петербурга не попадают. Ведь принимающая сторона — это тоже граждане КНР. Гиды-нелегалы еще четыре года назад вытеснили с рынка российские туристические компании. У них свои автобусы, маршруты и договоренности с гостиницами. Да, китайские туристы распробовали Россию, но какая она оказалась на вкус, знают только они сами.
Полина Рысакова, заместитель председателя Петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка: «Сейчас я насчитала здесь около 6 — 7 групп, ни одной нет с русским гидом. Это говорит о том, что русские гиды вытеснены, а китайские принимаются здесь своими китайскими компаниями, которые либо нелегально зарегистрированы здесь, либо формально на русского. Ну и весь поток замкнут на китайских операторах и весь комплекс услуг».
— О каких масштабах идет речь, сколько недополучает бюджет?
— Мы делали исследование. Недополучает городской бюджет около 20 миллиардов .
Хотя по официальным данным сумма, разумеется, гораздо ниже. Комитет по развитию туризма Петербурга в 2017-м говорил про 4 миллиарда рублей. Больше подсчетов не проводили.
Анна Короткова, продавец: «Раньше, когда китайцы подходили к сувенирке, то буквально дрались за матрешки. Если одной понравилась красненькая, то им всем нужна была красная. И они начинали друг у друга все это вырывать. А сейчас нет. Я им говорю цены. А они разворачиваются и уходят».
Уходят в китайские сувенирные и ювелирные магазины, кафе и рестораны. Которых в городе сейчас больше трехсот. Отличить их можно по таким значкам, малоизвестным русским покупателям.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Для того чтобы комфортно себя чувствовать в Петербурге, китайцу не нужны ни наличные юани, ни даже банковские карты. Достаточного телефона и двух мобильных приложений — Вейсин и Алипей. Вот они. Чтобы расплатиться, сканируем QR-код продавца и средства переведены. Никакой комиссии. Все деньги остались в Китае».*
Часть заведений существует вполне легально, расположены в центре города, но при этом открыты только для китайцев. Но есть и такие, что намеренно спрятаны от глаз горожан. Найти китайский ресторан очень сложно. Никакой вывески, в каких-то дворах.
Специфика и на самом деле отличается, но не настолько, чтобы отечественные операторы с ней не справились, рассказывает директор туристической компании Кира Журавская. Ведь китайцы путешествуют по всему миру, а проблемы только у нас.
Кира Журавская, директор туристической компании: «Везде гиды страны — это граждане той страны, которую они представляют. И эти магазины взялись не просто так, кафе взялись не просто так, они с нашего с вами позволения появились. Хочу сказать, что китайцы законопослушные люди. И если нельзя, то они не будут этого делать. Просто они более энергичные, чем наши россияне».
Андрей Фёдоров, корреспондент: «А так это все выглядит из КНР. Цена туров в Москву и Петербург на сайтах официальных турагентств, в среднем, 10 тысяч юаней. Но стоит посмотреть рассылку в мессенджерах или зайти в самый популярный онлайн магазин Таобао, то можно найти за 3 тысячи. И это при том, что сам авиаперелет из того же Пекина в Петербург стоит 4».
Получается, что работают в минус. Если не учитывать вот эти условия. За день пребывания в чужой стране каждый участник группы платит взнос, в среднем 900 юаней. И еще одно — обязан посещать те самые магазины.
Получается, что китайцы обманывают своих же сограждан? И они тоже пострадавшие? Проверяю информацию у знакомой из Пекина. Она и ее родственники недавно были в Петербурге. Имя, фамилию и голос на всякий случай, изменим.
Сяо Нань: «Петербург — это нереально красивый город. Но проблема в том, что нужно было постоянно следовать за группой. Нам еще повезло с гидом. Но на форумах о таких турах очень много негативных отзывов: никуда не пускают, плохо кормят, заставляют оставить в магазинах определенную сумму. В общем, сервис был на самом низком уровне».
А ведь из таких комментариев складывается мнение о городе и всей стране, которая искренне говорит китайским туристам — здравствуйте! И пока в ответ получает — «Нихао». Но если ситуация не изменится, то, изменив всего один иероглиф, можно получить — «Бухао», которое несет негативный оттенок.
* По заверению представителя компании Sendy, который обратился в редакцию программы, фирма к «черному рынку» отношения не имеет.