Каждый крохотный экспонат обладает большой историей.
Александра Мымрина,корреспондент: «Как изучать экспонаты на выставке? Это можно назвать особым видом искусства. И в этом искусстве есть раздел: как рассматривать экспонаты небольшого формата. Так, например, художники считают, что такие работы создают особую энергию – энергию всматривания. И именно такой сосредоточенности требует новая выставка в Государственном Эрмитаже – «Глиптика: прошлое и настоящее».
Всматриваешься в эти крохотные – меньше спичечного коробка предметы – за каждым большая история. Глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях – относится к числу наиболее древних. Античность задала высокий стандарт. Были выработаны приемы, сюжеты и законы. Эпоха Возрождения добавила религии и портретного жанра. А следующий всплеск интереса к глиптике пришелся на XVIII век.
Светлана Кокарева,хранитель постклассической глиптики отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: «Эпоха Возрождения, эпоха неоклассицизма. Это эпохи, культура и искусство которых наследовали классики. А резные камни, инталии и камеи, которые были вырезаны в Древней Греции и Древнем Риме, воспринимались как живое воплощение классичности. Глиптика почти сошла на нет в XIX веке, потому что эпохе уже не были так интересны классические идеалы. И глиптика уже не могла соответствовать действительности».
Императрица Екатерина II, натура увлекающаяся, к резным камням испытывала страсть, называя ее «камейной болезнью». Сильные мира сего этой болезни были подвержены всегда. Сражала она и Юлия Цезаря, и герцогов Медичи, и даже Папу Римского Павла II. На выставке в Эрмитаже легко понять почему. Сложно не поддаться сияющему очарованию этих камней.
Светлана Кокарева,хранитель постклассической глиптики отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: «Резные камни привлекали к себе внимание красотой минералов. Осталось довольно много свидетельств того, что любители резных камней проводили время за тем, что доставали камни из коллекции, смотрели на просвет, любовались тем, как переливается камень. Это своего рода медитация была. При этом они могли и философствовать, размышлять относительно того, что именно изображено».
Выставка собрала около 200 произведений не только глиптики, но и камнерезного, и ювелирного искусства. Изысканные печати с резными ручками, гербами и монограммами. Есть здесь даже печать директора музея Михаила Пиотровского. Крошечные «скарабеи», животы которых украшены резьбой, камеи с мифологическими и христианскими сюжетами. Разглядывая их, хочется вспомнить значение слова «Эрмитаж» — место уединения. Эти маленькие шедевры толпы не терпят.