Его картины уцелели чудом. Пахнущие спелыми абрикосами и горными травами, они были оставлены художником в блокадном Ленинграде и теперь всецело передают настроение одного из значимых, но незаслуженно забытых представителей ленинградской изобразительной культуры XX века.
Николай Ионин — ученик мастерской самого Петрова-Водкина. Вобрал от учителя лучшее и изобрел свои колористические приемы, освежающие пространство.
Лаконизм цветового решения и метафорическая обобщенность образов привлекают государственные заказы. Изображая необходимый партии соцреализм, Ионин словно наступает себе на горло.
Анна Лесина,корреспондент: «Работы на заказ давались Николаю Ионину тяжело. И этот эскиз «Свинарка», по мнению искусствоведов, яркий тому пример. Художник не только оставил работу неоконченной, но даже использовал ее как холст для другой своей картины».
А эти работы, кажется, самые яркие страницы личного дневника художника, написанные в годы войны. Эвакуация его семьи в Киргизию в 1942 году вернула Ионину творческое вдохновение.
Победу художник пережил всего на три года. Он скончался от инфаркта, не выдержав жесткой критики его последней работы партийными чиновниками. В память о художнике остался и его антикварный мольберт. Деревянный прочный стан, кажется, является воплощением духа Ионина.