«Девушка с Запада» у нас известна мало, впрочем, как и во всем мире. Эта одна из немногих опер Пуччини, не ставшая хитом оперной сцены.
Очень экспрессивный, уже находящийся под влиянием модернизма музыкальный язык, 18 действующих лиц, каждый со своим характером, от этого не совсем прозрачная история, происходящая на далеком Диком Западе – вот, возможно, некоторые из причин ограниченной популярности этого произведения.
Но для режиссеров эта опера – Клондайк их творческой фантазии, если она, конечно, есть: яркие неординарные характеры, напряженные конфликтные ситуации. По пьесе американского драматурга Дэвида Беласко, легшей в основу оперы Пуччини, был в свое время снят фильм. Что, видимо, и подтолкнуло режиссера Арно Бернара к желанию все поставить, как он сам говорит, в кинематографическом стиле.
Образ кино, в котором правда жизни имеет нередко больше прав, чем в театре, в данном случае слегка подмял под себя оперу. Во время возвышенной лирической музыки герой, он же – бандит, а затем – любовник, снимает штаны и садится в ванну. Вряд ли Пуччини рассчитывал в этом месте на смех в зале. Однако главную героиню это ничуть не смущает. Даже наоборот.
Впрочем, эту девушку смутить трудно, она и в горящее ранчо войдет и американских коней на скаку остановит. Но в то же время в образе Минни есть другой полюс – полюс нежности, мечтательности и даже беззащитности. Соединить в своей игре эти противоположные качества – мужественность и женственность – серьезная задача для певицы-артистки.
Кроме актерских задач, «Девушка с Запада» ставит серьезные задачи вокальные. Партии Джонсона и Минни – не для новичков, а для мастеров. Но даже и им будет трудно, если нужно все время еще и передвигаться по сцене.
Наверное, только Мариинский театр может позволить себе несколько составов на такой спектакль, как «Девушка с Запада». Дело за малым – признанием публики.