Все мы выросли из гоголевской «Шинели». Но рискнем предположить, что и из гоголевского «Вия» произошла добрая половина сегодняшних мистических фильмов.
Слишком уж колоритна литературная основа. Кажется, что, исследуя текст великого писателя, экспериментировать можно как угодно. Ведь «Вий» словно создан для радикальных решений. Вот и в «Приюте комедианта» для своего «Вия» изобрели новый жанр.
Хотя, наверное, самое правильное определение для нового спектакля – это кэмп. Когда излишество формы, подчеркнутая сознательная ориентация на искусственность затмевает содержание. Так поступал Дэвид Линч в культовом «Твин Пиксе» или Роберто Родригес в фильме «От заката до рассвета», который по сюжету, кстати, весьма напоминает произведение Гоголя.
В «Вие» Василия Сенина форма весьма яркая, а картинка – кинематографичная. Если застолье, то такое, что словно чувствуешь запах горилки и картошки с салом. Если ночь запретной любви, то атмосфера соблазна, которую невозможно не ощутить. Если шабаш, то такой, словно это готовый номер для «Евровидения». В общем, настоящая эстетизация китча.
А как же пресловутая актуальность? Что можно разглядеть в этом произведении Гоголя почти через двести лет после его создания? Оказывается, можно. Ведь извечная дилемма – выбор между жадностью и страхом – это как раз про героя Хомы Брута, который соблазнился на большие деньги, несмотря на боязнь войти к мертвой панночке. Страсть к наживе толкает человека на самые необдуманные поступки. И в этом плане мы ничуть не изменились. Да и чертей в нашей ежедневной жизни меньше точно не стало.