«Иногда мне кажется, что и сам-то я похож на Дон Кихота», – говорил великий русский певец Федор Шаляпин. Рыцарь печального образа занял особое место в его творчестве. Мемориальный дом-музей представил архивные материалы и интерактивные инсталляции, посвященные работе Шаляпина над этой знаменитой ролью.
Катерина Картузова,корреспондент: «Марина, я знаю, что выставочное пространство устроено таким образом, что каждый посетитель может проложить свой маршрут…»
Марина Литюшкина,заведующая домом-музеем Ф. И. Шаляпина: «Да, совершенно верно. Это выставка-путешествие или дрейф, где последовательность передвижений и восприятие одного объекта и последующих совершенно не играет никакой роли. Главное, чтобы посетитель получил целостное впечатление от выставки.
Это опера Жюля Массне, которая была написана специально для Шаляпина и под его голос. Премьера оперы состоялась в 1910 году в театре «Казино» в Монте-Карло, а через несколько месяцев прошла опера и в России, в Большом театре. Благодаря усилиям Шаляпина. Обратите внимание: вот лежит программка того самого спектакля. Интересно, что Федор Иванович сам написал русский текст для этой роли.
Шаляпин всегда гримировался сам и свои образы рождал в голове. Изучал литературу – не только художественную, но и научную. На фотографии мы видим совершено неузнаваемого Шаляпина. Насколько он умел преображать себя! Насколько его грим был говорящий, почти кричащий! Своего сценического партнера Росинанта Шаляпин гримировал сам. Об этом осталось много воспоминаний и анекдотических историй.
В 1933 году во Франции на экраны вышел «Дон Кихот» с участием Шаляпина. Режиссером выступил Пабст. Для Шаляпина была неслучайное решение. Съемки длились очень долго, потому что дубляжа тогда не существовало. Сам Шаляпин душой болел за этот образ. Фактически убедил создателей фильма включить произведения из русской музыки, которые стали паспортом Шаляпина. Шаляпинский Дон Кихот был из другого мира».