Анри Картье-Брессон и его «Решающий момент». 22 знаменитые работы с подписью автора из частного собрания впервые выставлены в Санкт-Петербурге.
Фотография была для него подобием записной книжки. Его репортажи из Франции, СССР, Индии, Африки печатали престижные газеты. А позировали ему Жан Поль Сартр, Игорь Стравинский и Коко Шанель. Его черно-белые снимки — это атмосфера жизни целой эпохи.
Валерий Вальран,художник: «Для Советского Союза он мощный дал заряд, потому что он сюда приезжал не раз. Один из первых снимал по разрешению советского правительства. Советским бюрократам не понравились фотографии Брессона. Они совершенно не понимали, что он снимает. Гостьев и Брессон снимали одну и ту же станцию метро в Москве. Один снимал паркеты и великолепия, другой снимал мужика с открытым ртом, который смотрел».
Главная роль в его работах была отведена жизни простых людей. Вот легендарная фотография с мальчиком, который несет две бутылки вина, а вот коронация Георга VI. А эта фотография, известная многим, как «Прыжок», называется «Позади вокзала Сен-Лазар». Чтобы поймать в кадр мужчину в шляпе, Брессон ждал не один час, как и велосипедиста на одной из улочек Йера.
Вадим Левин,фотограф, владелец коллекции: «Он снимал каждый день. Не расставался с фотоаппаратом. «Семья на берегу Сены» — это практически импрессионизм. Гениальность этой фотографии в том, что в кадр вместить композиционно – это высочайший класс».
Особенностью фотографий Картье-Брессона является точное строение кадра. Он объединял противоположные друг другу геометрические фигуры, линии и тени. Фотографии свои собирал в книги. Одна из них есть у фотографа Мариинского театра Валентина Барановского. Он встречался с Картье во время его визита в Ленинград.
Валентин Барановский,фотограф: «То, что я увидел Брессона, это было неожиданностью и потрясением. Это перевернуло меня как фотографа-репортера. Посмотрите, какой кадр! Каждый кадр – это композиция. Все закончено. Ничего лишнего в кадре нет. До этого уровня, до этой культуры фотографической нужно дойти. Талант. Гений».
В чем же секрет французского мастера? Возможно, ответ в словах самого непревзойденного фотографа: «Это иллюзия, что снимки сделаны при помощи фотоаппарата. Они созданы при помощи глаз, руки и сердца».