Темнота – друг не только молодежи, а тех, кому интересно, что происходит в современном искусстве. Именно ночь, глухая темнота или хотя бы загадочный полумрак все чаще становятся декорациями, а где-то и действующими лицами культурных событий. Ночи в
музеях и спектакли в темноте – так современные авторы пытаются нащупать что-то новое. Уловили этот тренд еще несколько лет назад в Гатчине. Теперь каждое лето там проходит фестиваль «Ночь света».
Фейерверки, перформансы и пластические спектакли, световые арт- объекты и видеомэппинг – ночью в Гатчине точно было не до сна. С подробностями корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Лесина.
«Ночь света» в Гатчине. Место, где одновременно зажигаются тысячи ярких огней. Это – ярмарка чудес, игра с ощущениями и настоящая лаборатория световых экспериментов. Мы проследим за рождением масштабного фестиваля еще на стадии неподключенных проводов, чтобы ничего не упустить в эволюции игры света в Гатчинском парке.
Металл, лампочки, вода и мощные насосы – рецепт создания круговорота Вселенной Стивена Хокинга. Актер и художник-технолог Ник Хамов добавляет последние штрихи к своей кинетической инсталляции, посвященной знаменитому британскому ученому. Цилиндры с водой одними из первых встретят ночных гостей парка.
НИК ХАМОВ, участник фестиваля: «Вот эти кубы, это зеркальный постамент, он выдержит полторы тонны воды. Да, это не шутка. Это очень много воды. Это наша световая коробка, паяльники, тестеры, куча проводов. Вот и лампочки».
За 6 лет существования «Ночи света» Ник Хамов не раз становился ее участником. Признается: свет – это то, что дает волю фантазии. В этом году она особо разыгралась у иностранных участников. В Гатчинском парке можно встретить много новых гостей из Европы. Вот, например, дизайнеры из Эдинбурга установили ультрафиолетовые сети
инсталляции «Н2О» прямо на Белом озере. Работу моторов проверяет нидерландский художник Ральф Вестерхоф. Его инсталляция из согнутых проводов уже была показана на фестивалях света в Португалии и Канаде.
РАЛЬФ ВЕСТЕРХОФ, участник фестиваля: «Это лицо одной леди. Как только наступит ночь, оно начнет вращаться. Благодаря техническому эффекту у женщины появятся морщины, затем они снова исчезнут. Цикл будет повторяться. Так я призываю задуматься каждому о важных жизненных вещах».
Художественной мастерской на время стали комнаты Гатчинского дворца, в которых возводится последний бумажный кирпичик маленького, но очень серьезного города.
МАРИЯ АРЕСТОВА, участник фестиваля: «У нас тут есть бар, ЗАГС и даже крематорий. Все как в настоящей жизни».
Уже сгущаются сумерки. Завел свою стимпанк-машину страж ночи. И словно светлячки, то там, то здесь заиграли огнями арт-объекты. Главное, чтобы светило и соответствовало главной теме фестиваля, каждый год новой. Например, в прошлый раз участникам пришлось всерьез потрудиться над воплощением «парадокса». На этот раз задача – буквально на поверхности.
АННА ЛЕСИНА, корреспондент: «Тема воды не кажется ли вам чуть проще, чем тема парадокса».
ОЛЬГА АРШАНСКАЯ, директор фестиваля: «Да, и это осознанно так. Мы все время ищем загадочные темы, чтобы спровоцировать художников использовать эту огромную поверхность. И тем более вода обогащает ландшафт парка».
И как здесь выбрать лучшего и не поддаться очарованию драконов, летающих на экране
смартфона? Или не заглянуть в красный шатер, где есть ответы на любые вопросы? Как и в прошлом году, номинаций всего две: световая инсталляция и 3D-мэппинг, шоу прямо на Иорданском фасаде Гатчинского дворца. Воспроизвести эту дополненную реальность в другом месте не получится – проект разрабатывается с учетом архитектуры здания.
КСЕНИЯ ГОРЛАНОВА, участник фестиваля: «Мы стараемся как-нибудь поиграть с геометрией здания. Там есть отдельные группы элементов фасада, башни. Они засвечиваются в разных сценах разными сценариями».
Для этих исторических мест всегда были свойственны эксперименты со светом. Еще приезд Александра II во дворец сопровождался освещением аллеи бенгальскими огнями.
ВАСИЛИЙ ПАНКРАТОВ, директор Государственного музея-заповедника «Гатчина»: «И не только Александр II, начиная с самого возрождения парка, еще Екатерина II, приезжая сюда на строительство дворца, любила устраивать здесь пышные фейерверки. Заповедник – это место, где должна восстанавливаться атмосфера прошлого. Праздник – как раз то, что создает эту атмосферу».
Из почти сотни заявок в финал вышли 18. Выбор с каждым разом все сложнее, количество участников только растет. За любимого перформера могут голосовать и гости фестиваля прямо во время прогулки. «Приз зрительских симпатий» появился всего два года назад, но уже очень полюбился публике. Теперь можно угадать: совпало ли ваше мнение с мнением авторитетного жюри, в котором есть и организаторы иностранных фестивалей.
ДИАНА СИВЛЕ, режиссер, директор фестиваля «StaroRiga»: «В Риге фестиваль проходит в центре города, где тоже, конечно, есть парки. Но у нас – архитектура старого города. Это совсем другая задача для художников. Жанр светового искусства очень разнообразный, и артисты должны найти свой язык, свои форматы».
А вы принимали когда-нибудь музыкально-световой душ? Перформеры готовы каждого вовлечь в свою игру. Удивляет в августовскую ночь и уникальные светильники, созданные из подручных материалов из оберток и палочек для суши – они стали доброй традицией ежегодного фестиваля. Самодельные огоньки созданы на мастер-классе обычными петербуржцами и воплощают образы сказочных персонажей. Такой образовательный интерактив стал визитной карточкой и других фестивалей света. Например, в Финляндии и Швеции.
ОЛЬГА АРШАНСКАЯ, директор фестиваля: «Мы дружим, общаемся, обмениваемся опытом. И надо сказать, что наш фестиваль все же уникальный, не только потому что он очень молодой, но и потому, что количество уникального контента специально для фестиваля – почти 100 процентов. Это вызывает большое уважение у иностранных коллег, потому что это очень сложно».
«И дольше суток длилась ночь». В этом году праздник проходил два дня подряд, чтобы гости ничего не упустили. Наконец, наступает кульминация вечера. Темноту вот-вот озарит одно из самых ярких событий фестиваля.
АННА ЛЕСИНА, корреспондент: «Фейерверку уже больше тысячи лет. В его основе, как и раньше, обычный порох. Кажется, что может быть в салюте удивительного? Но яркое шоу по-прежнему привлекает взгляд и заставляет каждый раз наблюдать за игрой света».