В МИСПе – масштабная выставка французской живописи. Организаторы обещают палитру современного французского искусства за 10 лет. Интересный замах, поскольку для начала требуется очень долго доказывать, что в современном мире есть очевидные черты национального искусства.

Глабализация. И мы все знаем, что в Лондоне, Токио, Буэнос-Айресе и повсюду нас ждут не только одинаковые апартаменты и фастфуд, но и столь же интернациональные галереи арт-объектов. Пожалуй, лишь иногда ссылаются на отечественную классику. Наши художники, например, любят заигрывать с советским периодом или цитировать передвижников. В французскую живопись вглядывался Павел Богданов.

ПАВЕЛ БОГДАНОВ,
корреспондент:

«Выставка «Искусство Франции XXI века» как повод поговорить о современном искусстве в целом. Все критерии размыты, никаких границ больше нет. Предметом искусства может стать все, что угодно. А художником назвать себя каждый».

Причем не казаться, а действительно быть общепризнанным мастером. Как, например, Лела Мигиров. Успешный профессор медицины, в зрелом возрасте она полностью посвятила себя живописи. Ее работы — это диалог с произведениями Кафки и Перека. Настоящий фантастический реализм. И это не единственный пример.

Лоран Леонсин получил диплом специалиста в сфере финансов, зарабатывал хорошие деньги, но в какой-то момент понял: он хочет совсем другого. Начал писать книги, снимать фильмы. А теперь фотографирует Париж.

ЛОРАН ЛЕОНСИН,
фотограф:

«Я сделал сотни фотографий с парижских крыш. Пробирался туда порой нелегально. Иногда приходилось даже убегать от полицейских. И когда ты находишься там, наверху, отчётливо понимаешь: цвет Парижа — серый. А мне хотелось добавить красок. Сделать такой микс из классических картин и современных фото».

Знаменитые строчки Ахаматовой «Когда вы б знали, из какого сора растут стихи» в произведениях Франсуа Лефевра обретают зримое воплощение. Ведь его арт-объекты — это обычный мусор на парижских улицах. Он делает фото, добавляет цвет. А затем простыми средствами создает сюжеты, полные драматизма и лиризма. Кстати, Лефевр тоже художник-самоучка.

ФРАНСУА ПОЮ-ЛЕФЕВР,
художник:

«Я десятилетия снимал для больших журналов красивых женщин и рекламу. Но это мне наскучило. Впрочем, есть одна проблема. Возможно, вскоре мне вновь придется искать другое занятие. Ведь теперь во Франции повышают штрафы за разбрасывание мусора на улицах».

Понятия стиля в современном искусстве больше нет. А все определения — не более, чем клише. Вот как интерпретировать это инсталляцию Максима Шансона? Что не скажешь, все будет неправильно и правильно одновременно. И простой вопрос «А что вы этим хотели сказать?» уже просто неприлично задавать.

МАКСИМ ШАНСОН,
художник:

«Мои произведения интерактивны. Я сделал эту инсталляцию специально для данного пространства. Но вы можете передвигать ее элементы и тогда получите совсем другой пейзаж. То есть сформируете свою собственную реальность. Это главное».

Кажется, что человеку в современном искусстве больше нет места. Остались одни арт-объекты. Но это слишком поверхностный взгляд. А как тогда быть с работами Абрахама Адада? Выходец из еврейской семьи в Ираке, в школу изящных искусств он поступил уже во Франции. Видел разные культуры, но самое главное – совсем разных людей. Его работы – почти семейные летописи. Здесь живут мудрые пары и счастливые семьи. Они смотрят на мир с широко открытыми глазами. И это тоже современное искусство Франции. Просто совсем другая его грань.