В гостях у программы «Хорошее утро» Андрей Головнёв, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН.
Андрей Зайцев,ведущий: Сегодня Кунсткамере исполняется 290 лет.
Людмила Ширяева,ведущая: И 290 лет со дня переезда в новое здание. А где до этого располагалась Кунсткамера?
Андрей Головнёв,директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН: В летнем дворце Петра I, в Кикиных палатах до некоторой поры. А затем, когда наконец-то было построено здание на Васильевском острове, переехала в него. Красивое здание. Связанное с мистикой и разными чудесами, начиная с его строительства. Готторпский глобус приходилось помещать туда внутрь. Для этого башня много раз перестраивалась, передумывалась. И, признаться, до сих пор течёт. Но мы уже относимся к этому как к неизбежному.
Андрей Зайцев,ведущий: Архитекторов не наказывали?
Андрей Головнёв,директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН: Они умирали один за другим. Эстафета продолжалась. В давние времена в Кунсткамере были не только высушенные, но и живые экспонаты. Всякого рода смешные, забавные карлики, великаны, уродцы. Знаменитый Николя Буржуа. Его привёз в Россию Пётр Алексеевич. Этот великан Николя Буржуа плодился и размножался, у него была жена такая же дылда, как он. Он был знаменит тем, что стал расти и вширь. Его потом после смерти препарировали. У него потерялась голова. И теперь он каждую ночь ходит по Кунсткамере ищет свою голову.
Людмила Ширяева,ведущая: Насколько я поняла, история самого здания не менее интересна и невероятна, чем история коллекции экспонатов?
Андрей Головнёв,директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН: Вся она наполнена призраками. В том числе великими. Кунсткамера – это ведь ещё и Пантеон замечательных учёных. Это родоначальница науки. Мать музеев.
Андрей Зайцев,ведущий: Как Кунсткамера будет отмечать свой юбилей?
Андрей Головнёв,директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН: Праздничные мероприятия начались прямо сейчас. В эфире программы «Хорошее утро». Мы с вами первые об этом сегодня говорим. И вообще первые. Потому что этот день возрождён. И традиция рождается прямо сейчас. Бывают такие новации, которые перерождаются в традиции. Мы с вами у их основания.
Собственно у Кунсткамеры есть несколько значительных дат. Но вот эта точная. 6 декабря по новому стилю в отсчёте от 25 ноября прежнего стиля (11 дней от 18 века) – дата точного дня. Другие даты есть в годах. Следующий год – юбилей. 200 лет открытия Кунсткамеры для публики. Это произошло в Кикиных палатах. Так что празднества только начинаются.
Сегодня я буду вести экскурсию как будто из XVIII века. Из того времени, когда всё только начиналось. Буду делать это впервые и по-новому, наверное, взгляну на Музей антропологии и этнографии. Пройду дорогой, которой когда-то шли Миних и другие, обозревая палаты Кунсткамеры. Что где лежало. Многое ведь поменялось. Только канцелярия осталась на месте. Вот ведь живучая.
Людмила Ширяева,ведущая: Из детства я помню, что никогда не удавалось дойти до глобуса наверху. То ремонт, то закрыто. Сейчас это не так проблематично?
Андрей Головнёв,директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН: Он открыт. Правда, это особый тур. И я бы ещё очень хотел, чтобы он дополнился старым и новым аттракционами. Потому что это не та вещь, которую можно рассматривать только издалека. Венценосные особы любили забраться внутрь и совершить полёт по галактике. В XVII- XVIII веках они всё это делали. И когда ты рулишь в этом самом глобусе, ощущение такое, что ты проваливаешься то ли в невесомость, то ли ещё куда-то, теряя гравитационное поле. Это очень тонко задуманный аттракцион, очень сильный по воздействию, интересный.
С глобусом тоже происходило много смешного и печального. Он горел, например, в 1747 году. Потом его реконструировали. Вывозили в Германию, вернули, восстанавливали. Но не до конца. Потому что я считаю, он должен работать. В нём можно совершать межгалактическое путешествие. Ещё мы планируем виртуальное.