Эрмитаж в эти дни, как Индиана Джонс демонстрирует зрителям сокровища из ковчега. Ковчег — так переводится название армянского музея «Тапан», откуда к нам привезли древности армянской истории — от археологической бронзы древнего царства Урарту до христианских реликвий средневековья и культурных артефактов времен, когда Армения входила в состав России.
Любопытно, что такой же культурный ковчег «вскрывают» в Лондоне. Неизвестная культура также бывшей части империи предстала перед посетителями галереи «Walles Collection». Это работы индийских художников 19 века, которые были неизвестны или забыты — даже точно слово не подберешь. Просто долгое время их чохом маркировали «живопись компании», имея ввиду печально известную Ост-индийскую компанию — этот символ британского колониализма.
Индийцы, работавшие при дворах последних Великих Моголов делали их по заказу саибов. Долгое время они были слишком индийские для англичан и слишком английские для индийцев. Сейчас считают, что они должны звучать также громко как Гойя и Тернер. Имена удивительных ремесленников Урарту не узнают никогда, позднее же искусство Армении порой значится в каталогах с указанием происхождения «Россия». С выставкой знакомилась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Орловская.
Стоило директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому перерезать ленточку, как в зал номер 63 хлынула толпа. Такого ажиотажа в отделе культуры и искусства Армении, кажется, еще не было. Здесь, всего под тремя витринами, представлены уникальные христианские реликвии самого раннего периода зарождения армянской государственности. Древнейшие экспонаты своей коллекции привез из Москвы армянский музей «Тапан». Уже в самом его названии кроется священная символика.
Анна Орловская, корреспондент: «Слово «тапан» на русский язык переводится как «ковчег». Согласно священному писанию, единственным местом, куда мог причалить ковчег после всемирного потопа, была гора Арарат, расположенная в армянском нагорье. Именно поэтому Армению часто называют «колыбелью цивилизации».
Пожалуй, главная сокровищница этой колыбели — крест с частицей древа Креста Христова, по легенде, сохранившийся благодаря святой Рипсимии, носившей ее на шее в конце III века нашей эры. А первое официальное упоминание о реликвии датировано 653 годом.
Давид Багдасарян, директор музея «Тапан»: «Это очень ценная реликвия для всего христианского мира. Это подарок Первопрестольного Святого Эчмиадзина в честь открытия Храма Преображения Господня в Москве».
Привлекает внимание и этот реликварий с мощами святого Григора Просветителя. На задней части ларца есть печать, поставленная кардиналом Римско-католической церкви в XIX веке, что означает — останки подлинные. Филигранной росписью украшено рукописное Евангелие XVII века. Долгое время оно хранилось в обычной армянской семье.
Давид Багдасарян, директор музея «Тапан»: «Это такой прекрасный образец армянской рукописной книги с характерными для армянской культуры миниатюрами. Он уникален тем, что сохранил все свои краски».
Часть бесценного собрания демонстрирует расцвет искусства позднего Средневековья и Нового времени. Как, например, этот серебряный сосуд для миро конца 19 века. Во время богослужений ароматическое масло капает прямо из клюва. Согласно традиции армянской церкви, все сосуды для миро выполнялись именно в виде голубя. Изящно выполненный артефакт является ярким свидетельством непревзойденной фантазии и высокого ювелирного профессионализма мастеров Армении.