«А теперь к главному политическому событию этой недели. Очень важное кадровое назначение в системе государственной власти Петербурга состоялось на днях. Дело в том, что на должность уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге была сначала представлена губернатором, а потом выбрана большинством голосов в петербургском парламенте Митянина Анна Владимировна. И теперь главный защитник, главный хранитель справедливости по отношению к детям в нашем городе будет именно она. И Анна Владимировна сегодня у нас в студии. Здравствуйте! Я вас поздравляю! И сразу же вопрос. Это даже не государственная должность. Точнее, не столько, государственная должность. Это в большей степени миссия. Потому что речь идет о самом дорогом в нашей жизни – о наших детях. Как вы восприняли это назначение? С тревогой? С осторожностью? С желанием искренне помочь на этом поприще? Ваши первые мысли после того, как вы заняли этот пост?»
«Чувство удовлетворения. Мне нравится эта тема, я неплохо в ней разбираюсь, опыт работы вице-губернатором дал мне возможность составить картину мира, где есть проблемы, на которые можно и нужно влиять, где они носят объективный характер, где они сугубо субъективны. Когда не услышан человек, когда ему не уделено должное внимание. Где власть не дошла до каждого. Идея такого государственного института, как уполномоченный по правам ребенка, так же как и уполномоченный по правам человека, это дойти туда, куда не дошел чиновник. Общественный контроль, с помощью которого можно системно влиять на пороки, которые мешают защищать права детей».
«Для себя вы какие приоритеты обозначаете?»
«Я абсолютно убеждена, что нужно начинать с безопасности. Но мне непонятно: такой огромный город. И при этом – рост наркозависимых детей. Количество правонарушений с участием несовершеннолетних, увы, тоже возрастает. Тревожит очень динамика правонарушений в отношении несовершеннолетних. Первой и главной своей задачей я вижу возможность разобраться в том, почему отдельные дети находятся в социально-опасном положении. Я вам приведу пример. По роду деятельности мне приходилось бывать в социальных сиротских учреждениях. Как-то в одном детском доме я увидела трех девочек дошкольниц в крайней степени истощения. Мама к тому моменту была лишена еще двух детей, родительских прав, а шестым была беременна. На мой вопрос – а как же так, до какой степени нужно было довести детей, прежде чем на них был обращен государственный взор, мне сказали – боролись за сохранение биологической семьи. Я согласна, что ребенку лучше дома. Но это ребенок в социально-опасном положении».
«У вас двое детей. 24 года и 12 лет. Георгий и Андрей. Наблюдая за младшим, какой вы вывод сделали о том, что за поколение Z растет? Кто они – то поколение, которое придет к нам на смену?»
«Методики разрабатываемые в последнее время – ощущение, что они пишутся не профессионалами в педагогике, а теоретиками. Экспериментирует над тем, что сегодня представляет собой сознание маленького человека. Система настроена на то, чтобы ребенок умел презентовать себя в этом обществе, доказать особость. Это хорошо. Только нужно обязательно помнить, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И это тоже нужно воспитывать в детях».
«Фактор информационной угрозы?»
«Это страшно и очень тревожно. И вся политика государства, направленная на создание мер информационной безопасности, очень оправдана. Удобнее в виртуальный мир нырнуть и там себя подавать наиболее выгодным образом. Но в реальной жизни, глядя друг другу в глаза, быть человеком – это же ох, как не просто. У меня есть соображение, что есть лекарство от виртуального одиночества. Что вечно? Искусство, творчество. И чем больше ребята будут заниматься творчеством, тем больше альтернативного контента, говоря вашим языком».
«Как надо относиться к ребенку, чтобы он вырос прекрасным, отличным человеком?»
«Любить. Что такое любовь? У каждого свое понимание. Но я абсолютно убеждена, что любовь – это божий дар. Своих детей любишь просто потому что они твои дети. Любовь – это безоценочное принятие. Это, мне кажется, залог благополучия. Поэтому очень грустно и обидно, что есть дети, которые, не познав любви в детстве, не смогут распознать ее и транслировать, когда они вырастут».
«После того, как пройдет какое-то время, после чего вы бы могли сказать, что не зря заняли этот пост?»
«Если я говорю о том, что есть наркозависимые дети, которые нуждаются в особом сопровождении, значит результатом моей работы в этом направлении будет создание специализированного учреждения. Только видимый результат труда есть критерий качества моей работы».