Такого не было со времен Средневековья. Европа погрузилась во мрак. Италия по числу жертв коронавируса уже обогнала Китай, а людей старше 70 даже не берут в больницы. Газеты превратились в некролог. Жители некоторых городов дерутся за туалетную бумагу, погромы во Франции и пугающие заявления европейских лидеров. Как вирус расколол некогда единую Европу и какой она будет после – репортаж Евгении Альтфельд.
Италия. Страна, которая по числу жертв коронавируса, уже обогнала Китай. Жительница Рима — Рика Вайнио — согласилась поработать для нас специальным корреспондентом и поснимать, как живет в условиях карантина итальянская столица. Выходить можно в строго оговоренных случаях. Заполнив особый формуляр.
Так выглядит очередь в магазин. Внутрь пускают по одному – два человека единовременно, остальные ждут на улице в длинной веренице, соблюдением метровой дистанции. Больницы переполнены, медперсонал не справляется, не хватает лекарств и аппаратов искусственной вентиляции легких. По свидетельствам местных жителей, спасают тех, у кого больше шансов выжить, пациентов старше 70 лет в больницу даже не принимают – они умирают дома. Город Бергамо стал очагом распространения коронавируса, в местной газете «Эхо Бергамо» большая часть полос — некрологи. Фото погибших с их краткой биографией — лучшая иллюстрация того, как живет Италия в эти дни.
Люди в отчаянии, но пытаются поддерживать друг друга. Видео с ежедневным музыкальным флешмобом, который устраивают соседи, мгновенно облетели всю планету.
На сегодняшний день в Италии от коронавируса погибло более 1000 человек. Но итальянцы говорят, что в опасности уже и те, кто здоров. У них скоро попросту закончатся сбережения. Частный бизнес всей страны на грани разорения.
Лидеры европейских стран один за другим обращаются к своим согражданам. Но их слова лишь усиливают панику. Вот что сказала гражданам Германии Ангела Меркель: «С момента воссоединения Германии, да что там, со времен Второй мировой войны наша страна не сталкивалась с вызовом, перед лицом которого столь большое значение имели бы наши общие, солидарные действия. Я полностью уверена, что мы преодолеем этот кризис. Но сколь велики будут жертвы? Скольких любимых нами людей мы потеряем? В большой мере это зависит от нас самих».
При этом эксперты отметили, что в своей речи Меркель ни разу не упомянула ни Евросоюз, ни «общеевропейские ценности». Очевидно, правила игры изменились, теперь каждый сам за себя. Многих откровенно напугал премьер министр Великобретании Борис Джонсон, который во время недавней пресс-конференции сказал страшные слова: «Это будет распространяться и дальше. Я должен быть честен с вами, честен с британской общественностью: многие семьи, очень многие семьи потеряют близких раньше времени».
Не удивительно, что у британских властей столь пессимистичная оценка, местная система здравоохранения явно не справляется, рассказала нам жительница Лондона Ирина Белоусова.
Ирина рассказала нам об этом по пути в местный магазин, и вот что она увидела. Пустые полки — нет ни овощей, ни мяса. Не говоря уже о консервах, крупах и макаронах. Дефицит — теперь это слово знакомо и Европе, и в Австралии. Вот невероятные кадры, еще пару недель назад благополучным жителям Сиднея, такое не могло и присниться — женщины подрались из-за упаковки туалетной бумаги.
Испания. Жительница предместья Барселоны из своего окна снимает солнечные, пугающе пустые улицы. Выходить из дома можно по особым случаям, один из них — выгул домашнего питомца. В стране даже появился новый бизнес — аренда собак.
Жители Франции тоже буквально — под домашним арестом. Улицы патрулируют более 100 тыс. жандармов, в Париж стягиваются грузовики с военными. Нарастающая паника, по свидетельству жительницы Парижа и журналистки Елены Сальеро, уже привела к погромам в неблагополучных районах страны. Но главное, что вирус как лакмусовая бумажка показал миру истинное положение дел в, казалось бы, благополучной, интернациональной и стабильной Европе.
Елена Кондратьева-Сальгеро,журналист, главный редактор парижского альманаха «Глаголъ»: «Этот вирус обнажил состояние государственности на всех уровнях и неготовность к катаклизмам мирового масштаба. Евросоюз совершенно раскололся в своих хотелках. Если поначалу Франция отправляла медикаменты в Китай, а потом Германия отказалась пропускать французов, а потом закрыла границы, а потом Германия с Францией отказались помогать Италии. Получилась полная неразбериха, как в Мюнхгаузене: кто хочет – объявляет войну, кто не хочет – не объявляет».
По словам Елены, паника достигла своего пика. Люди штурмуют трассы на выезд из Парижа, а в провинциях уже бунтуют против исхода парижан, которые привезут инфекцию.
Польша. Эти кадры сняты в одном из польских городских автобусов. Водитель огражден от пассажиров сигнальной лентой. Финляндия. Людям старше 70 лет запрещено покидать свои дома. Финский правозащитник Йохан Бекман откровенно критикует власть, и сам он в эти дни предпочел находиться в России.
Йохан Бекман,политолог: «Находиться в России безопаснее, в Финляндии власти начали принимать меры очень поздно, правительство не контролирует ситуацию, хаос и паника. Все это очень подозрительно, как будто военный блок НАТО хочет имитировать некое военное положение. Это уже не просто борьба с коронавирусом, а военная операция».
Это именно тот случай, когда говорят: жизнь разделилась на «до» и «после». Какой Европа выйдет из этого беспрецедентного кризиса, пока не может сказать ни один аналитик. Но уже и обычным жителям понятно, шенгенский мир уже не будет прежним.