Одной из последних живых офлайн выставок, на которой я побывал, стала экспозиция антифашистской графики в музее политической истории. Кураторы были печальны и недоумевали: «Зачем так подробно все снимаете, все равно завтра посещение запретят, и никто это не увидит». Уже к тому моменту действовали новые циркуляры, включающие использование масок и санитайзеров, и главное следить за тем, чтобы на 10 квадратных метров приходилось не более трех человек. Как это делать?
Представьте, что музейные площади расчертят в клеточку, как в европейских супермаркетах, и кураторы с балконов будут считать плотность популяции и в случае чего размешивать сгустки. Сюжет для сатирических рисунков, которые в изобилии дает коронавирус.
Карикатуристы по всему миру ищут решение — американец Дэвид Парк нарисовал своего соседа: маска, шлем и горнолыжные очки, за плечами бутыль санитайзера и моноколесо, чтобы не пользоваться транспортом. Африканец Раннель Нгумуя считает, что даже в саване самый страшный зверь — коронавирус. Но больше всех лютуют китайские художники: это подлинная война с эпидемией, которая предстает чудовищем аллегорическим, былинным, а медики — сказочными витязями, заслуживающими быть запечатленными в эпосе. В центре, похожий на Стивена Кинга — академик Чжун Наньшань, первооткрыватель коронавируса, и его непримиримый враг. Я бы посмотрел такой мультфильм. Странная грань между смешным и чудовищным — суть антифашисткой графики. На выставке в музее политистории — Бидструп, Кукрыниксы, «Боевой карандаш». Художники, рисовавшие лица, по которым видно: смерть — далеко не самое страшное, что может случиться с человеком. Сейчас выставку можно увидеть онлайн, а небольшую экскурсию для нас провел ее куратор Алексей Бойко.
Алексей Бойко,куратор: «Эта выставка продолжает серию выставок, посвященных 75-летию Победы, и сейчас мы хотели показать после того как мы показали выставку графики блокадной, сейчас мы хотели показать графику, связанную с международным развитием антифашистской сатиры и вспомнить всю историю развития отношения у нас и за рубежом к фашистским режимам, к тому, как развивались события во Второй мировой, кто были герои, и продемонстрировать те уникальные образцы, которые сохранились в нашем музее».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «Большая часть вашей выставки посвящена работам Бидструпа. Почему?»
Алексей Бойко,куратор: «У нас одновременно работы Бидструпа и советских художников. Бидструп был признан в СССР и являлся разрешенным художником, которого любили и уважали. И так получилось, что музей получил большую часть его коллекции. Подлинных рисунков малую часть которых мы смогли выставить. Бидструп как и многие художники был связан с возможностью публикации. Поскольку публиковать с 1938 года было уже нельзя сатиру на Гитлера,непосредственно его образ, то Германия предстает как капризный ребёнок. Который капризничает, плачет, а Франция Англия и Америка пытаются всячески его сначала успокоить, а потом пытаются найти какие-то компромиссы. Потом отпускают все на самотёк и ужасаются тому что происходит. Вопрос воспитания ребёнка переносится на вопрос политический. Но смешно интересно и здесь познавательно».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «А что самое важное в политической карикатуре?»
Алексей Бойко,куратор: «Как и в любой сатире важна точность попадания. Меткость рисунка и текста который прикреплён к этому рисунку. В карикатуре очень важен точный короткий текст дополняющий образ найденный художником».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «Ну насколько мне известно бывает так, что художники были даже личными врагами Гитлера?»
Алексей Бойко,куратор: «Да Гальба. Вот не большая рисованная серия «Фашистские цепные собаки». Как бы действительно на такие вот работы немцы активно реагировали. Здесь чётко найденный образ. Смещается с личными узнаваемыми портретными чертами. То есть когда на животный мир переносится портретное сходство конкретного человека».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «Что во всем этом от искусства? Или здесь руками художников выполняются какие-либо политические задачи?»
Алексей Бойко,куратор: «Разумеется, руками художников политики всегда воплощают пропаганду, но где-то это делается от души, как это делал Бидструп. За ним и подобными художниками никогда не стоит какой-то политический заказ, это была его личная история, его личный способ бороться с врагом ему понятным, и как он сам говорил, именно испанская диктатура Франка была для него толчком, чтобы изобличить, показать недостатки этого политического режима. Поэтому это личная история всегда. Но и у наших художников это была личная борьба с врагом».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «Был ли результат?»
Алексей Бойко,куратор: «У Муратова есть такая карикатура – один из листов – который и показывает, что вместо штыка появляется боевой карандаш, не зря объединение Ленинградское так и называлось. Да, именно благодаря таким комиксам, точным рисункам поддерживался боевой дух, было понятно, что мы сможем всё перебороть, сможем победить врага. Это может быть воплощением будущего. Сейчас мы нарисуем – а потом это воплотится. Как и любое сказанное действие это может впоследствии стать реальностью. Мы с помощью карандаша сделаем будущее».