Работа велась на протяжении нескольких лет, были использованы десятки тысяч фотографий, сделанных в древнем городе во время экспедиций. Репортаж Евгения Старова.
Юрий Зинчук,ведущий: «Но начинаем мы с новости, которую на этой неделе цитировали многие мировые информационные агентства и телекомпании. И самое главное то, что Петербург имеет самое непосредственное отношение к этому событию. Речь идет о передаче сирийскому правительству цифровой 3D-модели изображения древнего сирийского города Пальмира. В переводе с арабского Пальмира означает «город пальм».
Он вырос среди сирийской пустыни в 15-м веке до нашей эры, как оазис блеска, великолепия и роскоши древнего востока. Точно так же как и три века назад уже нашей эры среди пустыни болот невских берегов появился наш блистательный Петербург. Вот почему один из эпитетов, авторство которое приписывают Екатерине второй, наш Петербург называют Северной Пальмирой. Мы возникли среди пустынь. Как пример, как образец того, что может создавать человеческая цивилизация в ходе истории своего развития. И вот, мы Северная Пальмира, сделали цифровую модель Сирийской пальмиры. Почти полностью разрушенной 5 лет назад боевиками ИГИЛ. И мы, наш Петербург, наши петербургские специалисты воссоздали ее в цифровом пространстве. Это наша миссия. Миссия нашего города. Это наше ремесло – в извечной борьбе добра со злом, быть на стороне добра и сохранять то, что создано руками человека и то, что требует сохранения как бесценное наследие нашей цивилизации.
Вспомним, например, как наши реставраторы совершили величайший подвиг. До сих пор невозможно понять, как им это удалось сделать. Когда буквально за три года ленинградские реставраторы воссоздали прежний облик дворцов и фонтанов Петергофа. Петергоф, который был практически полностью разрушен фашистами. А как мы, ленинградцы, уже на следующий день после снятия блокады выходили на улицы города, чтобы приводить его в порядок после ожесточенных бомбардировок и авианалетов, шатаясь от голода, убирали улицы и разгребали завалы?
Или как мы уже в наше время воссоздали восьмое чудо света – янтарную комнату, посмотреть на которую съезжались туристы со всего мира. Мы всегда доказывали это – это наша миссия быть на стороне добра и сохранять это добро. Это сейчас звучит, быть может, несколько пафосно, но никакого пафоса в этом нет. Только обыденная действительность, которую можно будет понять через много и много лет, когда будущие поколения будут по нашей цифровой Пальмире изучать пример этого великого мирового искусства. И делали это мы, сейчас. В Санкт-Петербурге в 21-м веке. Евгений Старов продолжит тему».
Более 20 квадратных километров в 3D. Уникальную территорию древнего города в мельчайших деталях теперь может изучить каждый – эта карта доступна онлайн. Мы видим актуальное состояние сирийской Пальмиры на сегодня. Но еще пять лет назад многие объекты были в ином состоянии.
27 июня 2015 года террористы, захватившие город, сносят трехметровую статую «Лев Аллат». Она была создана две тысячи лет назад и посвящена древнеарабской богине неба и дождя. 23 августа взорван храм Баалшамина – языческого финикийского бога бури. Это был один из самых значимых памятников поздней античности. 30 августа — храм Бэла, посвященный местному верховному божеству, уничтожен. 5 октября 2015 взорвана Триумфальная арка – визитная карточка древней Пальмиры. Мировой культуре тогда был нанесен невосполнимый урон. Но город освободили, а российские минеры спасли от уничтожения еще сотни объектов.
Наталья Соловьева,руководитель проекта «Пальмира 3D»: «Сразу после освобождения Пальмиры наш институт предложил создать 3D-модель современного состояния древнего памятника. Которая фиксировала бы разрушения с одной стороны, а с другой — показала бы профессионализм и российских военных, и российских ученых. Нам пришлось организовать две экспедиции в Пальмиру, чтобы организовать аэрофотосъемку древнего города».
Трагедия утраты уникальных памятников сплотила всех. Петербургских ученых поддержали: Министерство обороны России, наше посольство в Сирии, Русское географическое общество, Эрмитаж. И, конечно, сирийская сторона.
Махмуд Хамуд,генеральный директор Департамента древностей и музеев Сирии: «Российские друзья приняли участие в нашей судьбе, они проливали кровь на нашей земле, защищая нашу страну, наши святыни. Мы высоко ценим и уважаем все, что сделано ими. И со своей стороны мы делаем все для развития сотрудничества в области культуры, археологии и музейного дела».
Важную роль в создании модели сыграли специалисты, которые строят в Петербурге специальные летательные аппараты и разрабатывают программы для создания трехмерных копий. Они воссоздавали Пальмиру в цифре.
Алексей Юрецкий,исполнительный директор компании «Геоскан»: «Чтобы получить такой качественный результат, было сделано несколько полетов. Эти данные использовались, чтобы сделать итоговую модель. Это возможности нашего программного обеспечения, которое известно по всему миру и успешно используется по всему миру».
Работа по копированию пространства в 3D в 21 веке, можно сказать, уже поставлена на поток. Но Пальмира – это был новый вызов. Никто еще не делал копию такой точности, качества и масштаба.
Но, миссию эту должны были выполнить именно петербуржцы, и представить миру свое творение именно в Петербурге. Ведь в Северной Пальмире работа по сохранению Пальмиры сирийской началась, на самом деле, более ста лет назад.
Александр Никитин,старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: «Это знаменитый таможенный тариф, который был извлечен из земли в 1901 году. И доставлен сюда, в Эрмитаж. С этого началось изучение Пальмиры. Это единственный сохранившийся с античного времени таможенный документ».
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «На Петербургском культурном форуме будет выставка «Две Пальмиры». И будет рассказано, как архитектура той разрушенной Пальмиры повлияла на архитектуру Петербурга. Важнейший вопрос, что и как делать, и не только с самой Пальмирой, а вообще – остановить тот поток разрушений, который идет по всему миру. Обсуждение проходит в Ленинграде, городе, который после войны нарушил сегодняшние правила реставрации и восстановил свои дворцы. И, как выясняется, сделано это было, конечно, правильно».
Результат работы петербургских ученых – 3D-карта Пальмиры — это ее спасение. И пусть в цифровом варианте, но зато для всех будущих поколений они воссоздали древний город, продолжив тем самым одну из главных миссий Петербурга — сохранять мировое историческое наследие.