Каждый год на загородных трассах под колесами автомобилей гибнут лоси. Что заставляет этих больших животных выбегать на дорогу и даже выходить в город? И как им можно помочь? Репортаж Натальи Бандуриной.
Приморский район. Проспект Авиаконструкторов, лось вышел на трамвайную остановку.
Финский залив. Купание вечернего лося. До того, как его спасли, это был просто лось. После стал Борькой.
Купчино. Сохатый гордо бежит вдоль железнодорожных путей и снова становится героем новостей.
Только за последнюю неделю 10 раз дикие животные приходили в город. Кабаны все больше соревнуются в скорости на ЗСД. Лосям очень нравится Приморский и Всеволожский районы. Стирать копыта об асфальт их заставляет любовь. Или, по-научному, осенний гон. В поисках самки они не видят ни преград, ни страха.
Павел Глазков,блогер, кандидат биологических наук: «Самцы ищут самок, находят их, потом начинают за них биться. Лось может ухаживать неделю, а само спаривание длится всего 2 секунды, и вот ради этих двух секунд лоси рискуют жизнью и здоровьем. Самка их провоцирует, ей нужно найти самого сильного».
Павел Глазков. О настоящей «животной любви» он знает все. Это его выставка обитателей леса с необычных ракурсов в свое время произвела настоящий фурор. Такими лисичек и барсуков, раньше не видел никто.
С ответным визитом к лосям едем в лес. Там сейчас разворачиваются настоящие шекспировские страсти, они про долгие ухаживания и выяснения отношений между соперниками. Говорим шепотом. Лоси плохо видят, но зато очень хорошо слышат. Дожидаемся, когда наступят сумерки – время, когда животные особенно активны.
Самец может два месяца добиваться дамы сердца, подводить к самой вкусной коре, а более мускулистый соперник с хорошими зубами может увести ее в минуту. Все как у людей. Тогда все надо начинать сначала, звать на свидание и так далее.
Отвергнутые кавалеры, в поисках любимой заходят все дальше в лес или выбегают на трассу. Часто попадают под колеса автомобилей. Только за прошлый год в Петербурге было девять ДТП, в которых погибли шесть лосей.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Мама-лось, папа-лось и лосенок. В таком составе в дикой природе их не встретишь. Не живут лоси семьями. Но у создателей этой скульптурной композиции не было задачи сделать ее как можно правдивей. Главное, чтобы водитель, завидев лосиную семью, сбросил скорость».
Но на участке, где официально разрешено ехать 110 км в час, увернуться от двухметровой махины просто невозможно. Страдают животные и люди. Значительно сократить число таких ДТП можно было бы благодаря так называемым экодукам, или зверопереходам, как их еще называют.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Экопереходы, или экодуки, могут быть надземными, стены укладывают дерном, высаживают деревья, это также могут быть тоннели, их тоже стараются замаскировать, как будто они имеют природное происхождение».
Во всем мире для животных строят такие мосты и тоннели. Для черепах в Японии под железнодорожными путями, для слонов в Кении, в Новой Зеландии пингвины много лет пользуются туннелем для перехода. В Петербурге и Ленинградской области экодуков нет, но есть специальные разрывы в ограждениях под путепроводами. На новой трассе М-11 17 таких переходов. Масштабные переправы для животных в ближайших пригородах не предусмотрены.
Николай Ахматович,начальник отдела по охране и использованию объектов животного мира Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга: «У нас нет меньше территория, которая может быть средой обитания диких животных, они у нас мало представлены. Поэтому строительство зверопереходов не предусмотрено нормативно технической документацией, а там где строительство скоростных магистралей, то там уже закладывается изначально это все».
Для дикого животного оказаться в городе – это стресс. Лось может целый день плутать по проспектам и площадям. Тогда ему помогают вернуться домой. Стреляют в животное из пневматического ружья, заряженного капсулой со снотворным. Потом отвозят в лес. Раненных после ДТП или тех, у кого браконьеры убили родителей, попадают сюда, в приют для диких животных.
Эти лосята попали сюда совсем маленькими. Наталья выкармливала их молочными смесями, они все еще с недоверием относятся к людям, но выпускать их в дикую природу все равно уже нельзя. Для таких животных нужно строить заповедник, где они могли бы чувствовать себя как на природе, но одновременно с этим находились бы под присмотром. Пока такой территории для них не нашлось.
Наталья Бондаренко,главный ветеринарный врач центра помощи диким животным «Велес»: «Да, мы планируем, что у нас будет лес, где у них будет кормовая база, чтобы они не выходили к охотникам под ружье. Не было такого, очень много, у нас 8 лосят».
До самой темноты мы бродили по лесу. Павел во всех ему подвластных тональностях подзывал сохатого. Правда, это он потом объяснил, что встретившись с лосем, скорее всего надо было бы залезать на дерево. Во время гона сохатый долго разбираться не будет – просто пойдет на таран, увидев подмену. А поэтому, может, и к лучшему, что мы его так и не встретили. Осень – время, когда на трассе или на окраине Петербурга шансов увидеть лося гораздо больше.