Популярность у персонажей детских программ Ленинградского телевидения была невероятной! О чем ребята писали в своих письмах Веснушке и Тото? И как их воспринимают сегодня? Репортаж Евгении Альтфельд.
Режиссер Татьяна Орлова 32 года проработала в детской редакции Ленинградского телевидения. Здесь снимали в 4 смены, все лучшее — детям. Этот девиз на Чапыгина, 6 понимали буквально.
Татьяна Орлова,режиссер: «В детской редакции была такая фраза: «для детей снимать так же, как для взрослых, только значительно лучше». В определенное время проводились исследования, в какое время какую передачу на какую категорию».
Большой Фестиваль — самая рейтинговая детская программа 80-х. Хоха, Тото и Веснушка учили детей дружить и не хулиганить. В детскую редакцию присылали мешки писем со всей страны, вспоминает актриса Фаина Костина, голос рыжего Веснушки. Девочки мечтали выйти за него замуж. Но абсолютным народным любимцем был ботинок по имени Хоха.
Фаина Костина была и первым голосом легендарного Чебурашки, она играла в спектакле Театра марионеток имени Деммени еще до выхода мультфильма.
Фаина Костина,актриса театра марионеток им. Е.С. Деммени: «Меня всю жизнь просили говорить голосом Чебурашки. Но и Веснушки тоже. Я не знаю, мне куклу надо, я из тех, кто обязательно через куклу говорит».
Своего Веснушку актриса подарила школьному музею кукол. Создатель коллекции – завуч Алексей Андреев, самый преданный поклонник программы. Он до сих пор благодарен ленинградскому телевидению, которое в детстве помогло пережить расставание с мамой, когда она попала в больницу.
Алексей Андреев,заместитель директора по воспитательной работе СОШ №55: «Расставание с мамой было очень тяжелым. Я помню, что вечером меня очень успокаивал «Большой фестиваль». Эти кукольные мальчишки казались настоящими, я забывал о том, что беспокоило. Передача была очень добрая».
Наши дни. Школьный кружок журналистики. Показ «Большого фестиваля» обернулся полным провалом. Марионетки из 80-х им кажутся страшнее монстров из мультиков 21 века.
В 80-х графики не было, зато была безграничная фантазия художников. Зеленый картон и ножницы. Иначе как снять персонажа в сказочном лесу? Волшебный блеск обеспечивала обычная мишура.
Бессменная ведущая программы «Ребятам о зверятах» Елена Павлова сейчас, как и в годы выхода программы, работает в Зоологическом музее. Ее любили и дети, и родители. Узнавали на улице. Она же, несмотря на милый образ, была серьезным научным работником и четко понимала цель своей передачи.
Елена Павлова,ведущая программы «Ребятам о зверятах»: «Мы, прежде всего, призывали людей изучать животных. Сейчас большинство программ построено на эмоциях, а давайте будем всех любить. А прежде чем предлагать такое эмоциональное решение, надо изучить проблему».
И действительно, лайкать котиков в соцсетях значительно проще, чем их изучать. Социальные сети сейчас выполняют, по сути, ту же функцию, что и знаменитая программа «Зебра», которая выходила в эфир на заре перестройки. Она объединяла людей на экране и в реальной жизни.
С ведущим «Зебры» Павлом Гладневым мы встретились на набережной Крюкова канала, именно здесь писали опросы и рубрики легендарной программы. Которая очень точно отвечала запросу своего непростого времени.
Павел Гладнев,ведущий программы «Зебра»: «Взрослые не знали, что делать, как жить дальше, страна не знала, по какому пути развиваться. А человек, его судьба, беды – они никому были не нужны. А тут «Зебра». А мы слушали, мы умели слушать. Выслушали, а дальше закадровая работа, где-то кого-то соединить, помочь. Режиссер вникала в судьбу каждого подростка».
Сегодня свои переживания и надежды подростки поверяют социальным сетям. И в ответ на свои откровения получают лайки или сочувственные смайлики. Детского телевидения как такового нет. Да и телевизор они уже не смотрят. В топ листе — каналы блогеров, которые в общем-то тоже по-своему учат жизни. Как некогда Хоха, Веснушка и Тото.