В гостях у программы «Хорошее утро» — Борис Березовский, художественный директор фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга.
Александра Емельянова,ведущая: Мы приветствуем в нашей студии гостя Бориса Леонидовича Березовского, художественного директора фестиваля, президента Филармонического общества Санкт-Петербурга. Уже в восьмой раз Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» с 26 октября по 6 ноября в нашем городе будет происходить. Расскажите, что же в этот раз будет?
Борис Березовский,художественный директор фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга: 2 концерта в Большом зале: начало и конец, открытие и закрытие. 28 октября в Большом зале Филармонии наши замечательные петербургские музыканты Пётр Лаул, Алексей Массарский, Илья Иофф и Алексей Людевиг играют концерт инструментальный с оркестром, а потом концерт Шнитке на троих. Это очень интересно. Я надеюсь, что это доставит большое удовольствие. А завершаем мы фестиваль 6 ноября концертом Надежды Кучер. Это замечательная певица, которая сейчас работает солисткой в Перми с Теодором Курентзисом. Но и по миру ездит. Она имеет сейчас звание «Лучшее сопрано мира». Она молода и очень сильное сопрано. Надя Кучер из тех, кого в скором времени все будут знать. Нам очень хочется, чтобы люди пришли и почувствовали насколько это сильно. И потом Филармония — это как храм. Люди же ходили раньше в церковь. В церкви был концертный зал, выставочный зал, библиотека, наука, школа. Это сейчас ушло, в церкви осталась только церковь. Но ведь, филармония — это тот же храм. Туда приходят люди, не молиться, но уйти чуть-чуть от реальности. Если кто-то даже музыку не очень знает и любит, пускай бы сходил. Два часа в Филармонии много значат. Поспать можно. Но те, кто попадает на хороший концерт, где музыканты настоящие, он там спать не будет. Самый далёкий от музыки человек всё равно зацепится и в памяти у него это останется. Поэтому я всех зову. В нашем сумасшедшем мире в храме о хлебе не думаешь, о быте, о пылесосе, думаешь о чём-то другом. Филармония — тот же храм.
Николай Растворцев,ведущий: Уйти от реальности в этом году можно будет не 8 раз, а 10.
Борис Березовский,художественный директор фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга: 10. Концертов стало больше. Во-первых, у нас в этом году двойной юбилей у общества Филармонического. 215 лет с основания и 25 лет с возрождения. Пушкину было три года, когда общество создавалось. Мы решили сделать не 8 концертов, а 10, потому что нам хотелось петербургских и российских музыкантов чуть-чуть увеличить количество. Потому что у нас чаще западные молодые очень интересные, талантливые музыканты, которые приезжают. И нам хочется их представить, но и наши участвуют.
Александра Емельянова,ведущая: А что касается самой программы, она тоже каким-то специальным образом формируется?
Борис Березовский,художественный директор фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга: Нет. У нас есть лозунг шутливый: «Играй что хочешь, только играй хорошо». Ведь, фестиваль не камерной музыки, фестиваль камерного исполнительства. Мы этим подчёркиваем. Нам важно искусство исполнения. Конечно, я чуть лукавлю, мы, конечно, стараемся программы как-то уравновешивать, но не навязываем. Потому что нас интересует именно этот момент исполнения. Сегодняшнего прочтения музыки любой эпохи. Это очень интересно. У нас будет грузинская пианистка, она живёт на Западе, будет играть Листа, а ещё один сольный концерт Полина Осетинская, она будет играть Рахманинова. Приезжает израильский виолончелист Амид Пелед. Он там играет роскошную композицию. Приезжает Alliage Quinte из Германии. Это 4 саксофона и рояль. Но саксофоны не джазовые, а саксофоны как у струнного квартета. Это удивительно.
Николай Растворцев,ведущий: И как же выбрать из десяти концертов что посетить?
Борис Березовский,художественный директор фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга: Методом тыка. Во-первых, у кого-то вечер занят, а рядом свободен, на какой-то концерт уже и билетов нет, так тоже может получиться. Думаю что на открытие и закрытие билеты будут. Не важно на какой концерт. Понимаете, люди с музыкой связанные, знают что им надо, а люди обычные, которым музыка нужна для души, они на любой концерт придут такого фестиваля — тут плохого нет. Очень высокий уровень. Я всех приглашаю. Для меня самые страшные минут — это без десяти — без пятнадцати семь или без десяти — без пятнадцати восемь. В зале люди. Мало. Придут ли? Где они? Не придут? И вот только когда зал наполняется полностью можно выдохнуть. Я уже 25 лет этим занимаюсь и никогда не знаю сколько людей будет, как они придут — не придут.