В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Цыпкин, писатель.
Тимофей Зудин,ведущий: Завтра в нашем городе начинается Международный фестиваль – праздник для всех любителей литературы, поэзии и музыки — «Книжный маяк Петербурга». Пройдёт он в смешанном формате. Некоторые события будут проходить офлайн, но основная часть фестиваля будет предложена зрителям в сети интернет.
Ксения Бобрикова,ведущая: В течение трёх дней пройдёт 150 мероприятий и приедут более 50 писателей.
Тимофей Зудин,ведущий: Самое интересное из них «О времена, о юмор!» состоится 13 февраля в 15.00. Жизнь юмора во времени. Зощенко, Семён Альтов и Александр Цыпкин примут в нём участие.
Ксения Бобрикова,ведущая: Что нас ждёт на этом мероприятии?
Александр Цыпкин,писатель: Мы поговорим с нашим замечательным писателем Семёном Альтовым, нам есть, что обсудить. Насчёт Зощенко обещали его незримое присутствие. Это один из гениев нашей сатиры. Грустной такой сатиры, хотя у него и вся жизнь трагическая. Каждый раз задумываешься, почему в нашей стране авторы уровня О. Генри или Марка Твена пишут драму либо их жизнь похожа на драму, как у Бабеля, Хармса и Зощенко. Да, в России в целом к жанру сатиры такое отношение… Вроде бы все любят смеяться, но что-то не серьёзное. Есть у нас великий русский писатель Михаил Жванецкий. Но в конкретной постановке «Слово друг за другом» все говорят, как же так, он же сатирический писатель. Я жалею, что в стране это так и надеюсь, что когда-нибудь это изменится.
Тимофей Зудин,ведущий: Какие отношения у вас с Семёном Альтовым, и как будет построено ток-шоу?
Александр Цыпкин,писатель: Мы виделись несколько раз. Полагаю, что он даже не знает о моём существовании. А я его естественно знаю, вырос на его текстах. Я очень хочу с ним поговорить про эту метаморфозу –роль сатиры в российском обществе. Особенно сегодня у нас есть, над чем иронизировать.
Тимофей Зудин,ведущий: А кто у нас пишет сатирические тексты на сегодняшний то день?
Александр Цыпкин,писатель: Не так уж и много.
Ксения Бобрикова,ведущая: У вас 13 февраля будет насыщенный день. Помимо озвученного в 22.30 ещё и «Ночной разговор». Что будет там?
Александр Цыпкин,писатель: Посмотрим, о чём меня будут спрашивать. Скорее всего, почему в своей книге «Идеальный че» я иронизирую над этими аспектами нашей жизни: от новой этики до поиска национальной идеи во всём, что только возможно. Если эфир не выключат на середине, я буду рад.
Тимофей Зудин,ведущий: А «БеспринцЫпные чтения» не останавливались?
Александр Цыпкин,писатель: Тогда, когда нельзя было читать никому, мы этого не делали. А потом нашли такой способ интересный. Ползала, но читал я два раза подряд в 19.00 и в 21.00. Интенсивно, эмоционально затратно, но мне было приятно, что зрители приходят. Потому что хотелось дать, конечно, хоть какую-то возможность развлечения людям, которые сидели восемь месяцев дома. Так что всё пока движется. Кстати, я рад, что такой книжный фестиваль не решили отложить до лучших времён.
Тимофей Зудин,ведущий: А насколько книжное сообщество и литературное движение сильно в нашей стране?
Александр Цыпкин,писатель: Конечно, не так, как это было в советское время. Проблемы с чтением большие. Где-то слышал, что в России читают книги два миллиона человек из ста сорока. А электронных книг скачивают и читают на самом деле очень мало людей. Да и чтение комментариев в сети — это не чтение литературы. Но проблема в том, что голова устаёт к вечеру от того количества комментариев, которое мы прочли. Мы открываем книжку, а мозг нам говорит: «Слушай, на сегодня ты уже начитался. Закрывай книгу, ложись спать». В итоге люди перестают читать. На пресс-конференции слышал, что хорошо бы прийти к ситуации, когда человек читает 12 книг в год. Это в идеале, вы понимаете? Представляете, сказать это советскому товарищу? Он посмеётся. Тем не менее на сегодня это сверхзадача.
Тимофей Зудин,ведущий: Я всё время слышу про какие-то литературные события, чтения, встречи с авторами, презентации книг, литературные фестивали. А читающих оказывается немного. Почему такая парадоксальная ситуация?
Александр Цыпкин,писатель: Причин много. Есть проблемы с книготорговлей, мало книжных магазинов – раза в три меньше, чем в Германии. Книги недешёвые. Замена книгам –сериалы процветают. И ещё хорошо, если они качественные. Туда же уехали и авторы. Ведь книга, кроме супербестселлеров, не может обеспечить человеку достойный уровень жизни. И приходится писать сценарии, это происходит по всему миру.