В гостях у программы «Утро в Петербурге» Галина Козловская, председатель межрегиональной общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Дарина Шарова,ведущая: Сейчас уже в наших магазинах нет жалобной книги?
Галина Козловская,председатель межрегиональной общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: Да, к сожалению, что касается продуктов питания, то жалобные книги ушли, в магазинах продуктов питания их нет. Сожалеть об этом, на мой взгляд, должны прежде всего предприниматели.
Николай Растворцев,ведущий: А куда они ушли?
Галина Козловская,председатель межрегиональной общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: Законодательно. Вы можете не иметь жалобную книгу, это было обязательно раньше. Те, кто хочет написать жалобу, спрашивают, куда обращаться. Надо писать заявление владельцу магазина. И как раз книга была хорошим барьером для предпринимателя. Жалобщики не шли сразу в контролирующие госорганы, а обращались непосредственно к продавцу.
Дарина Шарова,ведущая: А можно сейчас пригласить старшего продавца, администратора магазина?
Галина Козловская,председатель межрегиональной общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: Можно. Чтобы вручить ему письменное заявление. Наши русские люди любят поговорить, и всё на слово, на веру. Это замечательное качество. К сожалению, оно себя изжило это честное купеческое слово. Может быть вернётся. Пандемия нас кое-чему научила. Обороты стали гораздо меньше. Товаров стали покупать меньше. Зато вырос шквал жалоб на услуги ЖКХ, которые стали очень дорогими. Продукты тоже подорожали. Но ЖКХ, на мой взгляд, дорожает менее обоснованно, чем продукты питания. Про услуги ЖКХ мы не слышим внятных объяснений, почему они дорожают. Хочется призвать наших горожан быть активнее. Дома, где есть активисты, там идеальный порядок. Там отремонтирован фасад, лестницы, меняют кабели. А там, где нет хозяина, там правит бал управляющая компания. Очень смешно, что все наши управляющие компании говорят, как им тяжело живётся, но при этом такая битва идёт между управляющими компаниями не на жизнь, а на смерть за то, чтобы управлять каким-то домом, желательно большим, многоквартирным.
Николай Растворцев,ведущий: На какие товары чаще всего жалуются покупатели?
Галина Козловская,председатель межрегиональной общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: Мобильные телефоны, обувь. У нас постоянно работает экспертная служба. Если вы обратились к продавцу с письменным заявлением, написанным в двух экземплярах, и продавец вам отказал, то идите в суд.
Дарина Шарова,ведущая: Но суд – это же время, затраты, нервы?
Галина Козловская,председатель межрегиональной общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: Тогда к нам в Общество потребителей. Есть возможность решения вопроса в досудебном порядке. Тогда мы можем позвонить продавцу и напомнить ему статьи закона о защите прав потребителя. Потому что некоторые продавцы даже не заглядывали в этот закон. Есть товары некачественные, которые мы возвращаем, когда есть брак. В этом случае мы можем вернуть всё, что угодно. Желательно иметь чек, хотя отсутствие чека не является причиной для отказа покупателя. Вам придётся доказать, что вы купили товар именно в этой торговой точке. А есть товары надлежащего качества. Когда вы вдруг пришли домой и видите, что покупка вам не подходит по самым разным причинам, вы можете её вернуть. Но только если она не входит в список товаров, которые по санитарно-гигиеническим нормам обмену и возврату не подлежат: лекарства, нижнее бельё, постельное бельё, косметика.