В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Василий Киров,ведущий:
Эрмитаж. Говорим и показываем.
Людмила Ширяева,ведущая:
В конце марта в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа в Старой Деревне торжественно открылось хранение античной скульптуры, включающее более 200 уникальных произведений мастеров древности: статуи, бюсты, торсы, их фрагменты, различные статуэтки небольшого размера, рельефы и надписи на плитах, мраморные вазы, а также канделябры. Открытие фондов стало одним из трендов развития музейного дела в России. Почему так важно развивать это направление?
Анна Трофимова,заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Да, это очень современный тренд, он начался где-то в 70-е годы прошлого ХХ века. И с тех пор вместе с музейным бумом набирает обороты. Концепция взгляда на прошлое изменилась, сейчас большую ценность имеет любой артефакт. Даже невзрачная надпись, реставрированная и дополненная скульптура. Кроме того, то, что хранилось в кладовых, практически ни один из этих памятников никогда не видели зрители. В Дрездене, Париже, Петербурге, во многих других городах крупные музеи строят фондохранилища. Античный отдел в 2015-16 годах открыл целый комплекс открытого хранения – это археологические находки: амфоры, надгробия, надписи. А сейчас мы подготовили открытое хранение античной скульптуры. Не артефакты из раскопок, а то, что поступало в составе собраний. Это совершенно другие вещи и предметы.
Василий Киров,ведущий:
А чем отличается открытое хранение от обычной выставки?
Анна Трофимова,заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Принципиально отличается. В зданиях Эрмитажа мы вписываем рассказ в историю музея, его интерьеры. Музей – главный герой экспозиции. Кроме того, рассказ ведётся по эпохам, это образы и портреты эпох. В открытом хранении в фокусе – экспонат, а главный герой – коллекция. И стиль совершенно другой – индустриальный, современный. Каждый человек может увидеть то, что он никогда не увидит на экспозиции. Здесь акцент на сам артефакт, его историческую и художественную ценность.
Василий Киров,ведущий:
В каком виде экспонаты попадали в хранилище, и какая работа с ними происходила дальше?
Анна Трофимова,заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Это отрытое хранение как раз и рассказывает о том, как формировались собрания. Античность — это всегда высокая мода. Все аристократы и монархи стремились приобрести коллекции. Семья Романовых тоже приобретала их. Здесь есть экспонаты, начиная с Петровских времён до революции. Крупнейшие коллекции куплены у английского банкира, а после революции антики поступали из особняков, дворцов и других источников. Конечно, при поступлении они выглядели не так, как выглядели в античности. Критерии подлинности и отношение к антику очень сильно менялось. В XVII веке был пик моды на античность, все бросались её искать и раскапывать, перекупать. В это время фрагмент считался чем-то недостойным экспонирования, он обязательно чем-то дополнялся. Руки, ноги, головы могли принадлежать разным скульптурам, а персонажей придумывали. В ХХ веке было принято считать, что это не такие ценные антики. Только фрагмент имел значение. Все реставрации убирали. Сейчас взгляд изменился, и наоборот считается, что это очень интересно, это история вещи, историко-культурный образ античности, который существовал в XVIII-XIX веках. Реставрации остаются на месте.
Людмила Ширяева,ведущая:
То есть изменения по отношению к античности произошли кардинальные?
Анна Трофимова,заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Да, и неоднократные. Поэтому и реставрация идёт с пониманием этих изменений. Сейчас все дополнения сохраняются на местах. Это обязательно, ведь они изучаются.
Людмила Ширяева,ведущая:
Получается, что каждая часть — произведение искусства?
Анна Трофимова,заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Очень интересно видеть, как великие художники составляют и комбинируют античность. Ремиксы тоже интересны. Это всё очень тонкие вещи, поэтому они так увлекательны. Что касается подготовки предметов к открытию, это всегда большая работа. Прежде чем сделать выставку много лет идёт сначала научная работа, потом много лет идёт реставрационная работа. Конечно во время подготовки экспонатов делались открытия, несколько было даже совершенно фантастических. Например, античный торс Афродиты, который некогда был найден на вилле близ Рима. В ходе расчистки обнаружили оригинальную патину очень красивого цвета топлёного молока, что сразу сказало о том, что это греческий оригинал. То есть римлянин привёз на свою виллу этот оригинал. И мы даже определили художника -грека. В открытом хранении артефактам обеспечивается идеальное содержание, изучение, очищение, восстановление. В ходе этой работы мы начинаем совершенно по-другому видеть предметы.