Пандемия научила нас, что медицина — это наука наук. И сегодня мы стоим на пороге новой медицинской реальности. Какой она будет? Репортаж Ивана Уварова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Возвращаемся к одной из главных тем этого форума. Это те уроки, которые мы должны были извлечь после того, как прошли пик пандемии. Чему нас это испытание научило и что мы должны обязательно учесть в нашем будущем? Кстати, эти выводы, которые мы должны обязательно сделать, очень точно обозначил Президент. Вот его точка зрения».
ВЛАДИМИР ПУТИН,Президент России: «Самое главное заключается в том, что мы осознали, что является высшей ценностью. Здоровье и человеческое общение. Нам всем этого не хватало. И до сих пор еще не хватает в период пандемии».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Да. Пандемия научила нас тому, что важнее здоровья нашего и наших близких ничего нет. Можно сколь угодно долго говорить о стратегиях развития, о точках экономического роста, но пока мы не научимся сохранять и оберегать наш главный ресурс — здоровье человека, все остальное будет уходить на второй план или просто терять всякий смысл. Вот для справки. По данным института Хопкинса на 4 июня 2021 года всего заболевших в мире коронавирусом насчитывается 172 миллиона 238 тысяч 823 человека. Число людей, больше даже, чем население всей страны, например, такой, как Россия. Медицина становится главной наукой современности и будущего. А куда мы идем в плане развития медицины? Что нас волнует? И каким оно будет — здоровье человека будущего? Об этом в репортаже Ивана Уварова».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Отрицательный тест на ковид — вот главный пропуск на форум в этом году. Если бы мой тест оказался положительным, то мой бейдж попросту бы не работал. И, конечно же, обязательный масочный режим. Еще два года назад, когда проходил предыдущий ПМЭФ, мы и представить себе не могли, что теперь маска станет обязательной частью нашего гардероба. В том числе, и делового».
Впервые в программе форума особое место отдельной строкой занимает тема «здоровое общество». Эта программа так насыщенна, спикеры меняются друг за другом. Им даже кофе попить некогда.
За круглыми столами, на сессиях и дискуссиях, без преувеличения, большие умы говорят о том, как сохранить здоровье в эпоху ковида. И что будет после пандемии? Сейчас, когда вопрос о здоровье — это вопрос жизни и смерти, медицина становится наукой будущего. А каким оно будет?
Везикулы. А если говорить языком обывателя, маленькие шарики размером в 100-200 нанометров — их не разглядишь даже под микроскопом. Они входят в состав крови человека. Раньше к ним относились как к мусору. Но недавно стало ясно: везикулы циркулируют по организму и передают информацию от клетки к клетке.
НАДЕЖДА НИКИФОРОВА,научный сотрудник Центра онкологии им. Н.Н. Петрова: «То есть, если у нас есть опухоль с опухолевыми клетками, есть здоровые клетки, то везикулы опухолевых тканей передают информацию здоровым клеткам».
Надежда — молодой ученый из Петербурга. Возится с этими наночастицами каждый день. В это сложно поверить, но совсем скоро можно будет диагностировать рак еще до образования опухоли. Просто сдав анализ крови. И мы можем представить, что это будет возможно и в домашних условиях. Например, с помощью тест-полосок. Точно таких же, которые сейчас используют диабетики для измерения уровня сахара в крови. И эти тест-полоски будут продаваться в каждой аптеке.
Это голый землекоп. Грызун. Обитает в Восточной Африке. А с недавнего времени — в российских лабораториях. Ученые пытаются выяснить, почему он живет в среднем 30 лет, когда жизнь обыкновенной мыши всего полтора года. И главное — почему он не стареет? В чем особенность его генетики?
СЕРГЕЙ КУЦЕВ,главный внештатный специалист по генетике Министерства здравоохранения России: «22 тысячи генов, которые мы сейчас знаем, но реально за что отвечает каждый ген, это около 8-ми тысяч генов, мы знаем. Представляете, какая работа нам еще предстоит».
Как только ученые выявят и изучат тот самый ген молодости голого землекопа, человек сможет жить до 600 лет. И это не фантастика. А всего лишь вопрос времени. И способности голого землекопа — жить не в африканских, а российских условиях.
Чтобы лучше понять, кто такой голый землекоп, отправляюсь вместе с кандидатом биологических наук Павлом Глазковым в гости к ближайшим родственникам африканского грызуна. Вот плотины бобров.
— Наш родной бобер и голый землекоп — родственники?
ПАВЕЛ ГЛАЗКОВ,блогер, кандидат биологических наук: «Они относятся к одному отряду грызунов, внешне они даже чем-то похожи, хотя бобер покрыт шерстью. Но и у землекопа, и у бобра отсутствует шея — она очень короткая. И если такие параллели проводить, то наши бобры тоже живут порядка 20-30 лет».
И бобры как родственники землекопов, и сами землекопы, может быть, станут ключом к ответу на главный вопрос человечества. Как стать бессмертным? Или как минимум оставаться вечно молодым? Лет в 100. Или в 200.
О том, что увеличить продолжительность жизни можно уже сегодня, говорят практически на каждом обсуждении. Биохакинг — уже не будущее. А настоящее.
Криосауна — разработка еще прошлого века. Но сегодня, в веке 21-м, жидкий азот, в совокупности с кислородными ваннами, например, и обязательно результаты ДНК-анализов — все это может замедлить процесс старения клеток. Проще говоря, взломать закон природы.
МАРИЯ ГРУДИНА,основатель клиники-санатория: «Вся медицина сейчас выстраивается вокруг человека, то есть такая человекоцентричная и персонализированная медицина, и это история про управление своим здоровьем, даже своим возрастом».
Это модное увлечение, как в свое время БАДы или действительно эффективное выздоровление? Станет понятно в будущем. В любом случае, в это можно либо не верить, либо верить и платить за это 165 тысяч рублей минимум. За три дня процедур.
Первый шаг к этому уже сделан. Благодаря детальному сканированию организма можно составить так называемую карту рисков. То есть, учитывается износ каждого органа: печени, почек и, конечно же, сердца. Состояния сосудов, уровень холестерина и сахара. И прогнозируется дата смерти. Одним словом, дорога жизни.
Таблетка от всего. Мозг человека. И внедрение в него чипов. Для того чтобы лечить болезни. И это тоже уже реальность. Пройдет 5-10 лет, и чипы начнут конкурировать с таблетками. В этом уверен нейробиолог Михаил Лебедев. Это из его лаборатории вышли сотрудники компании Илона Маска.
МИХАИЛ ЛЕБЕДЕВ,нейробиолог: «Глубинные стимулирующие электроды уже долгое время вживляют людям, страдающим от болезни Паркенсона. То есть когда человек болеет, у него тремор. А наш электрод позволяет замедлить этот процесс. И человек словно здоров».
Сенсоры кожи — вот, что параллельно с чипами сейчас разрабатывают нейробиологи. Пока еще объяснить это исследование можно только на словах. Но даже слова в этом случае впечатляют.
ВСЕВОЛОД БЕЛОУСОВ,директор Федерального Центра мозга и нейротехнологий: «Вот человек, у него нейропротез вместо руки, ему надо взять, например, скользкий стакан. И ему нужно чувство прикосновения, чтобы он не взял и не раздавил этот стакан. А стакан скользкий. Значит нужно еще немного надавить на него…»
— И в недалеком будущем это все придет к тому, что нейропротез на 99 процентов заменит живой орган?
— Да, совершенно верно, совершенно верно!
Пандемия научила нас, что медицина — это наука наук. Вершина айсберга в царстве всех дисциплин. И мы, действительно, стоим на пороге новой медицинской реальности. Или уже не стоим, а одной ногой этот порог переступили.