Пожалуй, самый известный бытовой предмет в истории искусства — знаменитый писсуар Марселя Дюшана. Один из столпов современного искусства был вообще крайне категоричен, придумал эпитет «Глуп, как живописец», в том смысле, что рисовать природу как есть — банально. 

Другое дело — инсталляция. Времена идут и все стало сложнее. Теперь не так проста уже сама природа, не говоря о ее изображениях. Швейцарский художник Клаус Литтманн сейчас обвиняет Лондонскую архитектурную биеннале в плагиате леса! Два года назад Литтманн устроил в Австрии грандиозную инсталляцию «Для леса — грандиозное притяжение природы». И утверждает, что проект Эс Девлин «Лес для перемен» на архитектурной выставке в Англии — его повторение — то же планирование и выбор деревьев, что и у него. Художница ответила, что не вдохновлялась чужими проектами, но лишь принципами английского Просвещения — идеями, которые так хотела выразить.

В  Эрмитаже новый проект «Флора». Нет, он никоим образом не связан с зелеными насаждениями, посвящен скорее вдохновению, которое вызывают у нас работы мастеров, и принципам просвещения, лежащим в основе самой идеи музея. Известные писатели выбирают картины, пишут эссе, а музыканты и артисты — создают по ним перформансы в стенах Эрмитажа. Искусство больше не нуждается в природе.