В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ксения Тихомирова, куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова,ведущая: В эфире «Эрмитаж. Говорим и показываем».
Тимофей Зудин,ведущий: На днях в Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась инклюзивная выставка. Называется она «Незримое искусство: расширяя границы возможного». Главная цель этой экспозиции – рассказать и показать зрячим, как непросто приходится слабовидящим людям.
Ксения Бобрикова,ведущая: Именно на этой выставке сбудется всеобщая мечта, а именно – потрогать экспонаты руками. Здесь представлены тактильные копии некоторых предметов, которые хранятся в собрании Эрмитажа. Выставка родилась не вчера, а в 2018 году, когда публике была представлена трёхмерная тактильная копия портрета Рембрандта. И сегодня проект «Незримое искусство» является одним из принципиальных для Эрмитажа. Почему?
Ксения Тихомирова,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: Это свидетельствует о том, что музей открыт для всех и рад каждому посетителю вне зависимости от его возможностей.
Ксения Бобрикова,ведущая: Как проходила работа над созданием этой выставки? Что было самым сложным в переводе сюжетов в тактильный формат?
Ксения Тихомирова,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: Самым сложным было понять, как этот самый рельеф создать. Никто никогда не видел живопись в объёме. Задача специалистов музея была как раз в том, чтобы понять, как адекватно донести пластику и ритмику древних рисунков.
Тимофей Зудин,ведущий: Несмотря на то, что посетители призваны эти экспонаты не смотреть, а трогать, будет ли дальше развиваться этот проект?
Ксения Тихомирова,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: Да, мы надеемся показать эту выставку в филиалах Государственного Эрмитажа, которые находятся в разных городах нашей страны. Также нас уже ждёт азербайджанский музей ковра – наш партнёр и участник этой выставки, благодаря которому были созданы ворсовые ковры.
Ксения Бобрикова,ведущая: Те, кто был на выставке, говорят, что одним из хитов стала копия пазырыкского лебедя? Как этому экспонату удалось сохраниться несколько сотен лет?
Ксения Тихомирова,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: Да, это не просто детская игрушка, а уникальный экспонат – ритуальное изображение пазырыкского лебедя. Его нашли в пятом пазырыкском кургане вместе с погребальной повозкой, которую, вероятно, этот лебедь сопровождал. Сохранился он только благодаря вечной мерзлоте. Климатические условия сохранили для нас многие памятники древней культуры, которые иначе мы бы не смогли увидеть и тем более потрогать.
Тимофей Зудин,ведущий: А из чего он был изготовлен в оригинале? И из чего изготовлена его копия, которую можно рассмотреть тактильно?
Ксения Тихомирова,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: Мы старались максимально приблизиться к тем материалам, которые использовали древние мастера. Это натуральная шерсть и вышивка, которую мы попытались повторить.
Тимофей Зудин,ведущий: А где находится оригинал?
Ксения Тихомирова,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: В экспозиции Государственного Эрмитажа, посвящённой пазырыкской культуре.