На связи со студией программы «Утро в Петербурге»: Дмитрий Лиознов, директор НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева, доктор медицинских наук.

Николай Растворцев,ведущий:
Расширяется география нового штамма коронавируса. Сначала омикрон (так его назвали) был обнаружен в ЮАР, потом попал на территорию Европы. Накануне стало известно о первом инфицированном в Японии. В Петербурге усилен контроль за прилетающими из Африки, их ПЦР-тесты отправляют на исследование в НИИ гриппа.
Марианна Дьякова,ведущая:
А ПЦР-тесты прилетающим из Африки делают всем поголовно или только тем, у кого есть симптомы вирусного заболевания?
Дмитрий Лиознов,директор НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева, доктор медицинских наук:
Не могу сказать, какая система выстроена в аэропорту. Но понятно, что особое внимание ко всем, кто приезжает из-за рубежа. Прежде всего из Африки. Единичные случаи выявлены в Европе (Чехии, Германии, Австрии, Италии). Вовлечена уже Австралия. Поэтому внимание ко всем, кто приезжает из-за рубежа, риски инфицироваться новым вариантом и завезти его в страну достаточно высокие.
Николай Растворцев,ведущий:
За последние дни к вам поступали образцы для изучения нового штамма?
Дмитрий Лиознов,директор НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева, доктор медицинских наук:
Образцы к нам поступают практически ежедневно не только из Петербурга, но и из других регионов. Пока новый штамм не обнаружен.
Марианна Дьякова,ведущая:
Чем отличается омикрон по своим симптомам от других штаммов?
Дмитрий Лиознов,директор НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева, доктор медицинских наук:
Возбудитель обнаружили 25 ноября. Фактически прошло несколько дней. Сегодня мы можем только говорить, что появился новый штамм, мы знаем, в каких странах он распространяется и понимаем, как он туда попал – через приезжих или вернувшихся туристов. Но вот все остальные принципиальные вопросы пока не известны: как он передаётся, как переносят его пациенты, удаётся ли ему ускользнуть от тех антител, которые у нас выработались после вакцинации или заболевания, насколько эффективны против него противовирусные препараты. Мы ждём, пока можно будет проводить эксперименты по эффективности против него вакцины. А по мере того, как будет распространяться это заболевание, уже эпидемиологи оценят, насколько он опасный и контагиозный. Мы с вами постоянно видим появление новых вариантов, но слышим ли мы о них? Нет. Мы знаем, что последние более чем полгода основным вариантом является так называемый индийский или дельта-вариант. К омикрону у нас есть внимание и настороженность. Это новый вариант, а вот судьба его пока неизвестна. Ни по значению для человека, ни насколько он закрепится. Это будет понятно в ближайшее время. Ряд штаммов появляется и исчезает. Будем наблюдать.
Николай Растворцев,ведущий:
Однако в связи с появлением нового штамма звучат предположения, что действие ПЦР-тестов будет сокращено с 72 до 48 часов. Это перестраховка или вынужденная мера?
Дмитрий Лиознов,директор НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева, доктор медицинских наук:
Мне кажется, что перестраховки пока нет. Мы видим, что ситуация достаточно напряжённая. Появляются новые возбудители, сохраняется миграция. Мы не закрываемся, не ограничиваем ни работу служб, ни работу отдельных учреждений. Поэтому такие мягкие меры защиты появления людей, которые могут быть инфицированы, достаточно обоснованы. Напомню, что мы сейчас ещё и входим в сезон гриппа и ОРВИ. Наша настороженность должна быть на высоте.