Ленинград как яркая иллюстрация советской архитектуры! И удивляет не только масштабами, но и лаконичностью форм, решениями новаторскими и в чём-то смелыми для своего времени.
КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент: Знаменитый Финляндский вокзал – яркий пример советской архитектуры. Его соорудили ещё в 1870 году, но позже перестраивали, и свой привычный вид здание обрело во второй половине 20-го столетия. Тогда появилась башня со шпилем и 17-ть зеркальных окон.
Ныне украшенный барельефами, строгий и сдержанный с виду, раньше вокзал был другим. О былом здании напоминает эклектичная бежевая вставка — фрагмент старинного фасада.
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ,исследователь советского дизайна: Здание интересно тем, что оно было ранним ростком советского модернизма. Мы здесь можем увидеть эти остатки сталинского периода. Колонны, которые превратились в чистую геометрию. Ушли все излишества декоративные. Осталась только помпезность, которая была в советской неоклассике.
В архитектуре Морского вокзала на Васильевском острове отчетлива видна соответствующая названию тематика. Даже арки окон напоминают волны. Воплотить эту задумку было непросто.
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ,исследователь советского дизайна: Интересно, что бывший главный архитектор Петербурга 40-х годов Николай Баранов, будучи уже в Москве, не разрешал авторам делать эти волны. Ему они не нравились. И он считал, что это совершенно не Петербургская тематика. И только когда Баранов ушёл на пенсию, этот проект смогли реализовать.
КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент: Выдающийся образец позднего модернизма. Многоуровневая парковка появилась на Васильевском острове в середине 80-х годов, и её трудно не заметить. Здание буквально окружено керамзито-бетонными пилястрами, которые напоминают волны. Голова кружится от такой красоты.
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ,исследователь советского дизайна: Всё-таки автомобиль в Советском Союзе был элементом роскоши. И для автомобиля надо было делать новые дворцы. К тому же, в конце 70-х люди устали от типовой архитектуры советской, и её, как ни странно, решили разнообразить разными гаражами.
С виду это совсем современное здание построили в советское время. Эксперты сравнивают спорткомплекс Университета сообщений с айсбергом посреди эклектичной застройки Петроградской стороны. И интересен он не только своим необычным видом.
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ,исследователь советского дизайна: Уникальность здесь и техническая. Используются вантовые конструкции. Очень редкие для 60-80 годов. Их, по сути, в Питере было тогда только в Юбилейном, в СКК и ещё в нескольких зданиях.
КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент: Необычное со всех ракурсов училище Сталепрокатного завода построили в 70-х годах. Тем любопытней разглядывать здание, что его фасад буквально изобилует деталями. А это совсем нехарактерно для типового строительства того времени.
Жёлтый фасад, мозаика над входом, нетипичное оформление окон — и это не всё. Во внешнем виде училища отразилось его основное предназначение. Такие здания называются «утками».
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ,исследователь советского дизайна: Юрий Белинский, советский архитектор, сделал здание в виде ленты, которое выходит из сталепрокатного станка, и так изгибается, потому что это училище именно при этом сталепрокатном заводе располагается.
На деле необычных советских зданий в Петербурге гораздо больше. Десятки шедевров архитектуры и просто необычных и любопытных построек. Так что составить свой советский путеводитель вовсе не трудно.