О феномене театра, его актёрах, сотрудниках и гостях — репортаж Ивана Уварова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Итак. Знаменитому ТЮЗу 100 лет! А в чём заключается его феномен? И почему для многих ТЮЗ связан с первым в жизни самым ярким впечатлением под названием «волшебная сила театра»? Иван Уваров как признанный театральный эксперт нашей программы продолжит тему».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Что такое ТЮЗ? ТЮЗ — это когда все впервые. Показать свой первый билет на спектакль. Получить первый номерок в театральном гардеробе. Найти в зрительном зале свое первое театральнее кресло. И замереть в ожидании чуда».
И встречу с этим чудом невозможно забыть. Даже, спустя 65 лет. Пятилетним мальчишкой сюда его привела мама. На Моховую, 35 — здание, где до 60-х располагался ТЮЗ. Это потом в жизни Николая Бурова будет много театральных впечатлений и эмоций. Разных: от восторженных до самых горьких. Но первая останется с ним, ныне народным артистом России. На всю его театральную жизнь.
Четыре актрисы. Четыре поколения нашего ТЮЗа. Соколова, Боровкова, Соснякова, Слынько. Они в разные десятилетия играли Конька. И впервые вот так — вместе — они вспоминают свою, как говорят актеры, этапную роль. Вот оно — возвращение каждой к своему «Коньку-Горбунку».
Каждая из них сыграла практически весь мировой репертуар. От Джульетты до Офелии. Но в театральной биографии каждой из этих актрис была главная и почетная страница — «Конек-Горбунок» в ленинградском, а затем петербургском ТЮЗе. И это было их личное актерское чудо.
Петроград. Февраль 1922 год. На Моховой, в здании бывшего Тенишевского училища, открывается первый в мире репертуарный театр для детей, подростков и молодежи. Идея Александра Брянцева. Первые зрители, открыв рот, смотрят первый спектакль. Тот самый «Конек-Горбунок». И всё. Теперь каждый вечер. В зал ТЮЗа будут приходить вот такие восторженные зрители, которые, не смотря на свой возраст, после третьего звонка становятся юными.
Это Нина Аркадьевна. Гример. У нее одна запись в трудовой. Театр Юных Зрителей. Почему? Да потому что здесь все по любви.
Ну, а когда артист ТЮЗа выходит на сцену. Он всегда знает. За ним внимательно наблюдает директор. Со своего любимого места в театре. Встать нужно так, чтобы не видел зритель. Но видели артисты. А она — видела их. Для театрального мира это уникальный случай. Почти 30 сезонов руководить театром. Как правило, директора – карьеристы. И всегда ждут повышения. Но на каждое заманчивое предложение Светлана Лаврецова всегда отвечала отказом. И оставалась в этом всегда юном театре.
Получается, что в ТЮЗе все по любви. У каждого: от народного артиста — до уборщицы и верного зрителя.
Прошло уже много лет. А они до сих пор преданы театру своего детства, юности и молодости. Участники так называемого «делегатского собрания». Потом историки назовут это уникальным социокультурным явлением, когда дети после школы бегут в театр. Потому что днем — занятие с педагогами. А вечером — спектакль.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Делегата среди зрителей выделяла синяя повязка. Носить ее мог только тот, у кого есть делегатский билет. Ну, и это обязывало среди всего прочего дежурить на спектаклях. То есть внимательно следить за порядком в зале и помогать зрителям найти своё место».
В коллекции Татьяны почти сто программок, афиш. Такой — доморощенный архив ТЮЗа. Уникальный экспонат — стенограмма легендарного спектакля «Месс-Менд».
Но почему, даже спустя много лет, когда они уже давно выросли, а делегатское собрание прекратило свое существование, они тоже до сих пор продолжают любить наш ТЮЗ. В чем секрет? И в чем феномен этого места?
Да, можно пойти на поводу у стереотипов и говорить о том, что ТЮЗ — это «сказки про репку», пряничный домик и легкая работа. Но, глядя на этих людей, слушая их признания в любви этому месту, понимаешь: есть в нашем — петербургском ТЮЗе что-то особенное. То, что заставляет каждого: и ребенка, и взрослого по-настоящему поверить в чудеса. Которых порой так не хватает в нашей жизни.