Отпуск, который теперь под вопросом. Друзья, которые хотят говорить только на политические темы, и огромный поток информации, от которого никуда не деться. Как с этим быть и не сойти с ума? Репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Теперь давайте от интернета перейдём к психологическому здоровью. Тем более, очень часто, кстати, эти два понятия просто неразрывно связаны. Мы сейчас живём под гнётом огромного количества информации. Это даже не поток информации, а океан информации. И на это воздействие ещё накладывается тревога и неуютность сегодняшнего дня. Кризис на дворе. И как жить в этой ситуации? Как в потоке негативных новостей, которые часто обрушиваются на нас со всех сторон, сохранить себя, найти в душе покой и гармонию? И есть вполне простые и очень понятные способы решения этой проблемы. И эти способы — не заклинания в стиле «веки закрываются, правая рука тяжёлая, левая тёплая…» Это вполне конкретные и очевидные шаги, которые может сделать каждый из нас. Наталия Бандурина объяснит это чуть более подробно».
Таиланд, белый песок, прозрачная вода, солнце. Одним словом, все то, ради чего миллионы российских туристов сюда приезжают каждый год.
Андрей Ивашев не совсем обычный отдыхающий. Он, как и многие «айтишники», предпочитает работать с видом на море. Еще одна его особенность — диагноз ОКР, обсессивно-компульсивное расстройство личности. Что это такое он расскажет сам.
АНДРЕЙ ИВАШЕВ,программист: «Это называется навязчивым состоянием, когда люди начинают делать какое-то количество шагов, мыть руки, трогать разное, есть. В моем случае — мытье рук и подсчет действий. Снимаю напряжение».
То есть, человек придумывает себе ритуалы, исполняя которые, ему кажется, что он ограждает себя от чего-то плохого. Наверное, самый наглядный пример этого расстройства, конечно, персонаж Ди Каприо в фильме «Авиатор», когда его герой бесконечно мыл руки и не давал себя трогать.
Люди с ОКР не умеют переживать тревогу. В то время как другие в стрессовой ситуации выдадут все сопутствующие реакции, эмоциональную нестабильность, потерю сна и даже депрессию. Так вот, на фоне всего происходящего в последнее время: отмена рейсов, банковских карт и прочее, с чем пришлось столкнуться — удивительно, но Андрей стал чувствовать себя намного лучше.
Минус на минус — получился плюс. Как в математике, психологи объясняют этот феномен тем, что наша психика даже из негативного опыта находит что-то полезное для себя.
Дани ведет онлайн курсы для тех, кому сейчас особенно нужна психологическая помощь. Привычный мир для многих рухнул с его отстроенной уютной системой. Самые частые запросы от клиентов сейчас — это стресс и панические атаки, и с ними, оказывается, очень просто можно справляться.
Илья — практикующий психотерапевт, говорит, клиентов обычных, плановых, если так можно сказать, стало меньше. А вот тех, кто испытывает стресс — больше. При этом, в основном, это люди от 20 до 40 лет. С каждым, конечно, нужно работать индивидуально. Но есть ряд общих рекомендаций.
ИЛЬЯ ЛЫСЕНКО,психотерапевт: «Если вам плохо, если вы теряете сон, то оставьте это специалисту. Если сами справляетесь, то, первое, добавьте спорт и физическую активность, прогулки, лучше регулярно. Всего, что связано с телесностью: ванны, души, танцы».
Есть еще одна особенность — городской житель и деревенский, к примеру, по-разному будут переживать одну и ту же стрессовую ситуацию.
Ольга — фермер. У нее нет телевизора, потому что его просто некогда смотреть. Лопату и ведро она держит в руках чаще, чем телефон, а весь день с самого утра у нее расписан буквально по минутам. Накормить, подоить, снова накормить.
Козы, овцы, лошади, куры: все вместе — отличный антидепрессант. На ферму из города сейчас приезжают не только за молоком, а просто побыть на воздухе, поделать что-то руками и одновременно с этим почувствовать себя полезным. И это действительно помогает.
Ольга сознательно однажды променяла город на деревню, и все эти 8 лет ничуть не пожалела об этом. Для нее пандемия прошла незаметно. А теперь — и закрытие брендовых магазинов.
ОЛЬГА КОРЖЕНЕВСКАЯ,фермер: «Слушайте, я выросла в 90-е годы, у нас был недостаток еды, мы жевали смолу, прыгали по гаражам, я чувствую здесь психологический комфорт, что сейчас хуже, чем тогда, и люди, которые окунулись в это, они это понимают. Если бы у меня было миллионов 5 невложенных, я бы засуетилась, а так…»
Сложнее всего менять свои привычки, трудно отказываться от того, что стало чем-то обыденным и удобным. Переживать изменения некомфортно. Это всегда работа над собой — отключится от лавинообразного потока новостей, и при этом сохранять спокойствие. Уехать в деревню или стать волонтером. Обратиться за помощью к специалисту или самому начать помогать. В итоге, все равно каждому из нас придется найти свой путь, а обстоятельства — это всегда повод еще раз обратиться к самому себе.