Мало кто сейчас заседает в башне из слоновой кости. Флоберовский образ чистого искусства, свободного от связей с тревожной действительностью, наоборот — скорее повод нажить себе неприятностей. Другое дело — продолжается спор, должно ли искусство брать на себя прямые обязательства, непосредственно самому с чем-то бороться или кому-то помогать. И в чем эта помощь? В качестве иллюстрации — история, которая произошла лет десять назад. Во времена, когда еще только оформлялось интернет-сообщество, как общественная сила, как фактор влияния. Первые акции в поддержу — по принципу «поставьте лайк, репост», этим мы поддержим, например, голодающих в Африке. Один американский художник провел резонансную акцию. Он напилил вот этих вот «пальцев вверх» из фанеры, покрасил в синий цвет, набил ими коробки гуманитарной помощи, привез в Африку и там вполне официально начал груз раздавать, при стечении фото- и тележурналистов. На вопросы местных жителей:» Это что ж такое?» Отвечал: «Это? Наша поддержка!».
За пределами башни искусство окружают сложные ситуации жизни, которые оно может осмыслить и попытаться помочь. Как? Всякий раз – вопрос.