Еще до возникновения Петербурга существовала Новгородская дорога, а впоследствии на её месте был прорыт канал, затем возник бульвар, потом улица и, наконец, проспект: знаменитый Лиговский проспект, который вместе с прилегающими к нему улицами в просторечии всегда именовали Лиговка.
Долгое время название этого района звучало как имя нарицательное.
«Существует такая «математическая» формула социального состояния Лиговского проспекта, – говорит историк петербургского фольклора Наум Синдаловский, – До сих пор говорят: «количество гопников определяется в лигах».
Со временем бандитская слава «Лиговки» отгремела, причём без всякого сожаления для её законопослушных граждан. И, если в 18-ом и 19-ом веках этот район считался окраиной, ямской слободой, то сегодня «Лиговка» – это центр города, и жизнь здесь кипит с раннего утра до позднего вечера.
«В районе Лиговки жизнь, суета – они такие, подлинные. Тут люди работают, живут, совершают покупки, встречаются… Это не витрина, как Невский, это настоящее лицо центрального Петербурга, здесь центр живет» – рассказывает житель этого исторического района, писатель Владимир Шпаков.
А что же находилось когда-то на месте наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания» и БКЗ «Октябрьский»? Кто изобрёл «гармошку» наших батарей в квартирах, и почему именно «лиговскую шпану» называли «гопниками»? Обо всем этом и о многом другом вы узнаете в новой передаче из цикла «Малые родины большого Петербурга».