• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

 Эта улица всегда была большой — в XVIII веке она так и называлась: Большая дорога. Позже уточнили: Большая Гарнизонная дорога, затем — Большая Офицерская улица.

В советское время, до 1944-го года, она носила имя основателя коммунистической партии Германии Карла Либнехта, тем не менее в народе её всё равно называли — Большой проспект Петроградской стороны.

Это один из старейших и красивейших проспектов Петербурга, стрелой уносящийся к площади Льва Толстого.

Однако на пересечении с Каменноостровским проспектом, улица неожиданно делает поворот. Но не природные особенности места стали тому причиной, а забота бывших владельцев земли — как бы повыгоднее продать участки.

ГАЛИНА НИКИТЕНКО,сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Землевладельцы сделали изящную, изгибающуюся трассу, таким образом, участки для продажи оказались равными. В 1910-х годах появились прекрасные дома на последнем участке Большого проспекта. Естественно, главный — это знаменитый дом с башнями. Он и сейчас является символом Петроградской стороны».

А надо сказать, что каждое старинное здание на Большом проспекте, даже если оно не претендует на символ, — это всё равно большая, как проспект, история.

ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВ,писатель:
«Мой дом в свое время был деревянным, там жили водоносы. Это целый пласт истории города водоносы возили и разносили воду по квартирам, по домам, а потом, когда уже было принято решение сделать центральное водоснабжение, то эта специальность пропала. Но вот дом водоносов еще у многих остался в памяти».
ТАТЬЯНА КОТЕГОВА,модельер:
«Я безумно люблю петроградские дворы — внутренние. Мне кажется, в них столько тайн… Ты входишь в какой-то двор, пусть даже обшарпанный, и чувствуешь интуитивно, внутренне, что здесь что-то происходило, какая-то жизнь была — здесь жили очень умные, благородные люди, интеллигентные. По-моему, каждый дворик о чем-то напоминает».

Здесь всё о чём-то напоминает — например, прежнее название Лахтинской улицы ― когда-то она называлась «Андрея Петрова улица» — именно в таком порядке.

Как известно, именем своего мужа Андрея Петрова нарекла себя, став на путь юродства, Ксения Блаженная, жившая в замужестве на Большом проспекте Петроградской стороны.

ГАЛИНА НИКИТЕНКО,сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«На месте нынешнего дома 58 и находился дом Ксении Блаженной. Сейчас это новостройка, но долгое время, как все помнят, здесь был большой сквер. На этой улице сейчас строится церковь. Но очень хотелось бы, чтобы около дома, того самого, где жила Ксения Блаженная, появился хотя бы какой-то памятный знак, который напоминал бы о нашей великой святой Ксении Петербургской».

Здания на Большом проспекте со временем меняли своё назначение, но вот дом под номером 25 всегда служил искусству. Нынче здесь располагается Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. А в 20-ые годы ХХ столетия в этом здании работал кинотеатр — причём с неординарным названием — «Леший».

ГАЛИНА НИКИТЕНКО,сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«События романа Алексея Толстого «Хождение по мукам», а также его рассказов «Василий Сучков» и «Случай на Бассейной улице», связаны с кинотеатром «Леший».
ЕЛЕНА ЛИНОВА,фотограф:
«Был маленький кинотеатр «Свет», мы туда бегали — школу прогуливать:10 копеек заплати и целый день кино смотри. Там показывали научно-популярные фильмы. Был кинотеатр «Молния» — большой, интересный; нас туда водили родители. А еще на Большом проспекте Петроградской стороны, за Введенской улицей, был кинотеатр «Экран», в котором играл тапер, а перед сеансом выступали музыканты».
ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВ,писатель:

«Надо отметить, рядом с кинотеатром «Молния» было Введенское училище, в котором училище учился гениальный наш поэт Александр Александрович Блок.

В доме № 5 по Большой проспекту жил поэт Николай Тихонов. К нему часто заходили Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Ольга Форш, Ольга Берггольц.

Еще на Большом проспекте находится дом, в котором жил художник Пуни; это была не только квартира и мастерская, но и место встречи футуристов».

И, конечно, любой, кто хоть однажды прогуливался по Большому проспекту Петроградской стороны, замечал, что самое необычное здание — это дом купеческой вдовы Путиловой. В народе его прозвали «Дом с совами».

ТАТЬЯНА КОТЕГОВА,модельер:
«И я поражаюсь каждый раз, как могла обыкновенная купчиха воздвигнуть такое потрясающее здание. Великолепная архитектуры, ничего лишнего! Я считаю, что это один из лучших памятников, по крайней мере, на Большом проспекте Петроградской стороны».
ГАЛИНА НИКИТЕНКО,сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Большой проспект Петроградской стороны прекрасен. Несмотря на то что все дома здесь очень разные, у них есть единый дух. Они построены как бы в соседстве. Они чувствуют друг друга и создают общий необычный ансамбль».

В XIX веке улицы, дома, магазины обычно носили имена владельцев, и впоследствии эти названия ещё долго хранились в памяти жителей — например, в доме под номером 32 находился магазин, который ленинградцы называли по имени бывшего хозяина.

ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВ,писатель:
«Филипповская булочная… Именно туда мы ходили покупать хлеб, сдобу. Меня всегда поражали названия, которые были в обиходе. Ты не просто идешь в булочную, а — в Филипповскую!..»

А на пересечении Большого проспекта и Введенской улицы в 1959-ом году был открыт памятник Николаю Добролюбову — в ленинградское время здесь собирались книжники, потому что рядом располагался известный в городе книжный магазин.

ЕЛЕНА ЛИНОВА,фотограф:
«Мы ходили к Добролюбову — в сквер. Бывало, накануне звонят товарищи-друзья, рассказывают: «Вы знаете, к Добролюбову выбросили Мопассана…»

«Выбросили Мопассана» — означало, что книги автора поступили в продажу. Сленг советских времён эпохи дефицита.

ЕЛЕНА ЛИНОВА,фотограф:
«Мы бегом бежали занять очередь за сборником Мопассана, Экзюпери или за другими книжными редкостями. Очереди были громадные — публика, жаждущая чтения. Можно было на некоторые издания подписаться. Книжный магазин был серьезным. В народе назывался «Добролюбов».
ТАТЬЯНА КОТЕГОВА,модельер:
«Мы писали номерочки на ладони. В пять утра приходили, меняли друг друга… Это было непросто. Запретный плод сладок: мы всегда стремились к тому, что считалось дефицитом».

Стремились и в другие магазины за дефицитом; с XIX века Большой проспект (тогда ещё Петербургской стороны) — это традиционно респектабельный торговый район. А в советское время пройтись не торопясь по Большому проспекту — это считалось ещё и культурным мероприятием.

ГАЛИНА НИКИТЕНКО,сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Дойти от Тучкова моста до Каменноостровского, что-то купить себе — с детских лет это была лучшая прогулка».
ЕЛЕНА ЛИНОВА,фотограф:
«Пожалуй, после Невского проспекта это был второй «Брод» [лениградская молодежь в 1960-е годы Невский проспект называла «Бродвей» или «Брод» — прим.ред.]: много троллейбусов, машин — туда-сюда ездят, толпы народу. Мы гуляли, все время куда-то заходили. Было маленькое кафе «Ландыш», где по утрам можно было вкусно позавтракать».
ТАТЬЯНА КОТЕГОВА,модельер:
«Я прекрасно помню кафе «Орбита». Оно было похоже на шайбу, такое немножко странное; но оно вписывалось в архитектуру Большого проспект Петроградской стороны».

Кстати, кафе так и называли— «Шайбой», а ещё — «Катушкой», «Стекляшкой» и «Бомбеем».

ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВ,писатель:
«До сих пор еще есть одно интересное место — чебуречная в начале Большого проспекта. Можно зайти туда и купить тот самый чебурек, и даже вилки выдают те самые, алюминиевые. Я помню, когда я последний раз там был, туда зашли милиционеры — и такая советская атмосфера получилась, ностальгическая; она меня радует. А если выйти на набережную, можно увидеть дом, в котором жил Алексей Николаевич Толстой. В том доме он написал «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлиту».

Вот так всё связано — быт и бытие.

А ещё на Большом проспекте находился знаменитый магазин, который посещали все модницы Ленинграда.

ТАТЬЯНА КОТЕГОВА,модельер:
«Магазин ленинградский модниц назывался «Татьяна, потом его переименовали в «Элегант». Но мне всё равно греют душу старые названия».

Потому что эти названия — с историей и с судьбой.

Многие старожилы помнят, что на Большом проспекте, 42, находился рыбный магазин — с огромным аквариумом.

ЕЛЕНА ЛИНОВА,фотограф:
«И в этом аквариуме, в чистейшей воде, плавали осётры. Через некоторое время вместо осетров появились карпы. Позже вода немножко помутнела — карпов заменили караси. А потом вода стала совсем мутной, и аквариум пропал. Так на примере аквариума в рыбном магазине можно себе представить, как менялось время».

А время действительно менялось — Ленинград уходил в историю, а вместе с ним — и привычный уклад жизни.

ЕЛЕНА ЛИНОВА,фотограф:
«Сегодня Большой проспект Петроградской стороны — это тоже своеобразный «Брод», наполненный уже другими магазинами, другими заведениями, где можно поесть и выпить. Это, конечно, Большой проспект Петроградской стороны, но уже не тот».

А тот остался в городе Ленинграде — вместе с кафе «Орбита», любимым кинотеатром «Молния» и длинными очередями за книгами…

Нельзя войти в одну и ту же реку дважды — но вот пройтись по Большому проспекту Петроградской стороны можно, вдыхая аромат старины и дорогих бутиков… С надеждой вглядываясь в будущее.


«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
 
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины