Гость программы: Татьяна Бабошина, куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Сегодня четверг, а значит в эфире совместный проект телеканала «Санкт-Петербург» и Государственного Эрмитажа Эрмитаж. Говорим и показываем.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая: Мы совершим путешествие в сказку, увидим настоящий Каменный цветок и не один. В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Современное камнерезное искусство». Экспозиция рассказывает о творчестве современных художников, их экспериментах в работе с цветным камнем.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Впрочем, подробнее об этом поговорим с нашей гостьей. Это Татьяна Бабошина — куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая: Выставка расположилась в залах памяти Карла Фаберже. Следуют ли современные мастера традициям, заложенным Карлом Фаберже?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Ещё в конце 80-х годов и в 90-е мастера за основу взяли работы старых мастеров и фирмы Карла Фаберже. Постепенно копируя вещи, подражая им, они наращивали арсенал художественных выразительных средств и в конце концов пришли к тому, что, возможно, каменную пластику сделать не просто украшением и игрушкой, но и настоящим искусством.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: И Карлу Фаберже это тоже удавалось между прочим?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Ему тоже, и он тоже не был новатором, он взял это всё из арсенала старых мастеров XVIII века. Так что это долгая история.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая: Есть такая абсолютно чёткая преемственность. Переосмысляются ли эти традиции, добавляется ли что-то абсолютно новое? Новые форматы и работы с камнем, может быть его представление, выражение той самой пластики?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Мастера в своих авторских работах стремятся к гармоничному взаимодействию между камнем и образом и в своём вдохновении отталкиваются от самого материала, потому что каждый камень, а не только его виды: нефрит, обсидиан, кварц, горный хрусталь, каждый кусок камня индивидуальный. Нужно большое мастерство, чтобы в толще камня увидеть образ, который можно развить и создать произведение искусства.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: А современный инструментарий сейчас сильно изменился по сравнению с временами Фаберже?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: На самом деле в Петербурге да, и сейчас пользуются мобильными борами. Так что в одной руке держат камень, и другой рукой держат бор. Таким образом вырезают работы.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая: Где-то мастера ещё, наверное, и какими-то традиционными техниками пользуются. Вы сказали, что в Петербурге?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: На самом деле именно техническая работа очень отличается с мастерами старейшего камнерезного центра Германии. Ещё с XV века идёт его история, там держат камень обеими руками, а сам бор закреплён статично.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент: Коллеги, рада вас приветствовать, мы находимся в Главном Штабе и любуемся, вдохновляемся, очаровываемся и пытаемся разгадать, как были созданы эти камнерезные шедевры уже нового времени, рубежа XX – XXI веков. Об экспонате, с которого, можно сказать, мы ведём отсчёт современной камнерезной петербургской школы, расскажет Екатерина Абрамова — научный сотрудник отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Екатерина Абрамова,научный сотрудник отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Мы стоим у витрины, в которой представлены работы Геннадия Пылина — это мастер с очень ярким индивидуальным стилем, его рука узнаётся среди многих произведений. Ценность нашей коллекции в том ,что здесь представлено одно из самых ранних его произведений — «Человек-Волк». Пылин сочетает тело человека и голову животного, в его работах сильно мистическое начало.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент: Расскажите о ещё одной его работе, сочетающей человека и животное — «Женщина- Кошка».
Екатерина Абрамова,научный сотрудник отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Здесь мы можем наблюдать, как мастер работает с нагим телом, использует матовую и глянцевую поверхности и его работу отличает внимание к деталям. Но мастер вдохновлялся и литературными произведениями, и центральный экспонат — это Кот Бегемот, один из персонажей романа Булгакова «Мастер и Маргарита», здесь мы видим не только мастерское владение камнерезными техниками, но и ювелирной техникой.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент: Какие материалы здесь использованы, потому что мы видим, что не из цельного куска камня вырезана композиция.
Екатерина Абрамова,научный сотрудник отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Фигурка кота вырезана из обсидиана, кресло из яшмы и кахолонга, глазки — это хризолиты и металл использован в отделке.
А это японское мифологическое существо Тэнгу с птичьей головой и разными конечностями. Это неоднозначное существо, известно тем, что покровительствовало добродетельным людям, но могло и делать гадости, похищать маленьких детей.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент: Мы переходим к соседней витрине, и здесь уже совсем другие экспонаты — и по характеру, и по исполнению, и по мастерам, соответственно.
Екатерина Абрамова,научный сотрудник отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Центральное место в этой витрине занимает стела, выполненная немецким мастером Мунштайнером, представителем самой известной школы камнерезного искусства города Идар-Оберштайн. Этот мастер предпочитал работать прозрачными материалами, потому что он считал, что кроме камня большое значение и имеет свет, и свет здесь действительно преломляется и от того скульптура выглядит ещё более объёмно.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Как обильно представлена анималистическая тематика. Или это особенности подбора экспонатов для данной экспозиции?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Это очень распространённый жанр как и у Карла Фаберже, так и у современных мастеров. И на выставке представлены как абсолютно натуралистично выполненные работы, так и фигурки, в которых мастера пытаются отойти от техники старых мастеров. Они по-новому обрабатывают грани, больше внимания уделяется поверхности, камню, трещинам, кавернам, пытаются их обыграть. То есть больше внимания уделяется материалам.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая: Вы заметили, что всё это декоративные объекты. Нет ли чего-то с неким прикладным назначением, утилитарным, например, часы или шкатулки?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: На выставке представлено 2 трости. Это на самом деле очень ценный объект. Во-первых, потому что они довольно ранние, были сделаны ещё в девяностые годы. И это вещи, которые были выполнены гениальными мастерами, которые до сих пор работают. Это Сергей Шиманский и Евгений Морозов. В одном случае это трость с набалдашником в виде шута на одуванчике. Потрясающе выполнена обработка поверхности. Другая трость – гриб выполнена из мохового агата, который идеально подходит для образа.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Много ли в Петербурге художников-камнерезов высокого уровня?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Думаю, что человек 20. Это достаточно много.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Экспонаты на выставке из коллекции Эрмитажа?
ТАТЬЯНА БАБОШИНА,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Это всё коллекция Эрмитажа. И при том многие предметы были представлены на выставке 2014 года. За это время появилось несколько новых работ.