АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Здравствуйте! Основатель Петербурга Пётр Первый задумывал новую столицу своей будущей Империи исключительно по образу и подобию любимых его европейских «речных» городов Амстердама и Венеции. Изначально, город на Неве назывался на голландский манер — Санкт-Питер-Бурх, от голландского Pieter — Пётр. Отсюда появилось и разговорное название Петербурга — Питер, кстати, заимствованное в финский язык Pietari. Ну, а Амстердам и Венеция в представлении царя были исключительно городами, где все передвигались по рекам и каналам. Долго пришлось придворным инженерам и архитекторам убеждать Петра Первого в необходимости наведения деревянных переправ между островами в дельте Невы. Замечу, что многие первые ещё «петровские» мосты дошли до нас благодаря заботе о наследии Петра со стороны его племянницы императрицы Анны Иоанновны. Мы решили прогуляться по некоторым из тех самых мостов!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Петропавловская крепость, заложена в 1703 году

В 1703 году при строительстве Петропавловской крепости Пётр I приказал навести деревянный наплавной мост через Кронверкский пролив. Переправа соединила Заячий остров, где возводилась крепость, с Городовым островом, который сегодня мы знаем как Петроградский. Мост был разводным, двухпролётным и стоял на деревянных барках. Он получил название Петровский.

Иоанновский мост, построен в 1703 году

В 1706 году наплавной мост заменили свайно-подкосным. Он имел два разводных пролёта с крепостным укреплением между ними. В годы войны со Швецией это была скорее временная переправа, которую, в случае приближения войск противника, можно было бы сжечь. В 1787-м Петровский мост переименовали в Иоанновский, по одноимённым воротам и равелину, которые, в свою очередь, названы в честь брата Петра I и отца Анны Иоанновны – царя Ивана V. Ровесник Санкт-Петербурга, Иоанновский пешеходный мост, в 2023 году отметит сразу две юбилейных даты: 320 лет — первому наплавному мосту Северной столицы и 285 лет —первой  постоянной переправе, соединяющей Петроградскую сторону с Петропавловской крепостью через Кронверкский пролив.

Невский проспект, Зелёный мост, построен в 1717 году

А вот в этом году свой 305-летний юбилей отмечает Зелёный мост через реку Мойку, или как она называлась в XVIII веке – речка Мья, в переводе с ижорского – «грязная». В 1717 году по оси Невской першпективы (ныне Невский проспект) в окружении непроходимых чащ и болот. была сооружена первая деревянная переправа подъёмного типа.

До 1726 года по мосту проходила граница новой столицы Российской империи. Здесь собирали проездные подати, для чего рядом с мостом стоял Мытный двор. В 1735 году переправу отремонтировали, покрасили в зелёный цвет и официально присвоили название Зелёный мост, который в последующие столетия переименовывался в Полицейский, Народный, а 13 января 1998 года ему вернули историческое название — Зелёный.

Проект разработал Вильям Гесте, русский инженер шотландского происхождения, который применил идею американского инженера Роберта Фултона, не реализованную на родине изобретателя. Проект нового моста был признан настолько удачным, что решено было соорудить серию подобных переправ через Мойку – следующим в очереди на модернизацию оказался и Красный мост.

Гороховая улица, Красный мост, построен в 1717 году

Но изначально переправа через Мойку в створе Гороховой улицы была деревянной! Красный мост — один из старейших в Петербурге. И в этом году он также отмечает свой 305- летний юбилей! Проект чугунного однопролётного арочного моста разработал всё тот же Вильям Гесте. Металлические конструкции для него были изготовлены на уральских заводах Николая Демидова. Обновлённый Красный мост открыли в 1814 году.

Дворцовая набережная

К середине XVIII века в Петербурге насчитывалось уже около сорока деревянных переправ. Примерно половина из них имела разводные подъёмные пролёты. Многие из этих мостов построил инженер Харман ван Болес — тот самый, который при Петре I соорудил высокие деревянные шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора, а заодно убедил царя в необходимости строительства переправ в новом русском городе на Неве.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
В зале барона Корфа в Главном здании Российской национальной библиотеки начала работу выставка «Гражданский шрифт и реформа печати». На ней можно узнать, почему была необходима реформа печати, как она проходила, кто из сподвижников Петра Первого принимал в ней участие, как создавался и вводился гражданский шрифт, какие новые типографии открылись в то время. Особого внимания заслуживает первая книга, напечатанная в Петербурге гражданским шрифтом: «Геометрия славенски землемерие…» от 1708 года, а также ряд номеров первой русской газеты «Ведомости». Ещё один уникальный экспонат пополнит выставку чуть позже, когда завершится его реставрация.

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Юля Чеснокова,корреспондент:
Целый сюжет, посвященный одной гравюре? А почему бы и нет, если графика это колоссального размера, а на ней — во всей красе Петербург эпохи Петра.

А вот и сам император с супругой совершают увлекательную прогулку по рекам и каналам молодой столицы на одном из корабликов века XVIII. Всё, как и сегодня — триста лет спустя. Задуманный императором город — волшебный Парадиз стоит на воде и прочно с ней связан.

Мария Мотовилова,ведущий библиотекарь отдела эстампов Российской национальной библиотеки:
Архитектурный силуэт города отличается, но всё равно можно легко узнать, какой здесь изображён город по широкой панораме, размаху набережных. Считается, что гравёр находился скорее всего на Выборгской стороне примерно в районе Литейного моста и, соответственно, перед ним слева Литейная часть, в центре набережная Васильевского острова видна и Петроградская часть.

Автор петровской панорамы — знаменитый гравёр Алексей Зубов. Его работы — источник неисчерпаемых знаний о Петербурге начала XVIII века. Сегодня одна из копий масштабной панорамы вместе со «Словом в похвалу Петербурга» хранится в отделе эстампов Российской национальной библиотеки и только что прошла реставрацию.

Алина Зданевич,ведущий художник-реставратор Российской национальной библиотеки:
В чём заключалась основная трудность — гравюра и само «Слово» были свёрнуты в свиток. Гравюра была в жёстких изломах. Разрывы были укреплены, изломы выравнены и также методом удалённого увлажнения гравюра была увлажнена и помещена под стекло, зафиксирована, чтобы дальше она у нас была ровной, а не свертывалась обратно.

Да, несмотря на то что в Петербурге главный враг работ прошлого не жучки, а влажность, восстанавливают эстампы именно при помощи воды. Теперь осталось только подобрать гравюре багет под стать и она предстанет перед публикой на выставке в честь 350-летия Петра Первого в Российской национальной библиотеке.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Не только Петербург на прошлой неделе отмечал свой День Рождения с «петровским акцентом»! В России стартовали «Петровские музыкальные Ассамблеи» и городом открытия творческого фестиваля стал Воронеж!

ВОРОНЕЖ

На площади Ленина студентам воронежских вузов за особые успехи в учебе вручили стипендии имени императора Петра Первого. Завершением церемонии стало выступление Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Также состоялся премьерный показ первого в Воронеже уличного спектакля «Как царь Пётр…», созданного по инициативе Платоновского фестиваля искусств. А на Адмиралтейской площади представили оперу «Виват, Россия!» Геннадия Ставонина. Представление завершилось масштабным лазерным шоу.

Из Воронежа фестиваль «Петровские музыкальные Ассамблеи» отправится по разным городам России. Следующая точка 7 июня Белгород.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Стартовали праздничные мероприятия в честь юбилея Петра Первого и в Пскове! Основной площадкой стал Псковский музей-заповедник. В одном из залов отреставрированных Поганкиных палат прошло открытие выставки Государственного исторического музея «Пётр Великий». А в скором времени ждем уникальный проект — «Клады великих потрясений: от Русского царства до Российской империи». В рамках выставки впервые будет представлена значительная часть колоссальной нумизматической коллекции Псковского музея-заповедника.

ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ, ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Тем временем в Псковской области продолжает работу выставочный проект Пушкинского Заповедника «Пётр и Пушкин», цель которого — показать трактовку образа императора и его эпохи в контексте пушкинских произведений.

Изучению Петровской эпохи Александр Сергеевич посвятил полтора десятка лет. Работа над остальными историческими звеньями: Смута, XVIII век, Пугачёв, параллели с историей своего времени — так или иначе всё связывалось с именем Петра.

ЛЮБОВЬ КОЗМИНА,хранитель музея-усадьбы «Петровское», кандидат филологических наук, автор концепции выставки «Пётр и Пушкин»:
Судя по произведениям, отношение у Пушкина к Петру менялось в течении жизни. К примеру, в Полтаве мы видим в некотором смысле идеального царя, великого полководца и великодушного победителя. А уже в «Медном всаднике» предстаёт противоречивый образ Петра. Атрибутом которого кроме творческого, разумного, организующего мир духа оказывается грозная, как мы видим, безжалостность. Зрелый Пушкин, писавший «Историю Петра I», как никто понимал принципиальную противоречивость действий Петра.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Тем временем в Национальном музее Республики Татарстан стартовал Всероссийский выставочный проект «Петровские корабелы». Он представляет собой передвижную выставку, посвящённую истории кораблестроения и судоходства эпохи Петра I в России.

КАЗАНЬ, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

История создания военного флота Петра Великого, от первых опытов постройки судов и до создания адмиралтейств объединяет целый ряд городов России, включая Казань, где поныне бережно хранится память о событиях той эпохи. В музейных собраниях представлены документы и изобразительные материалы, образцы книжной и предметно-бытовой культуры, отражающие процессы заготовок корабельного леса, строительства и оснащения кораблей, их непосредственного использования. Проект «Петровские корабелы» объединяет города, связанные с историей российского флота эпохи Петра Великого, и знакомит посетителей выставки с примечательными событиями, именами и малоизвестными фактами из истории кораблестроения и судоходства в России в конце XVII первой четверти XVIII века.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Известный русский историк Сергей Соловьёв справедливо указывал: «Пётр не был царём в смысле своих предков, это был герой-преобразователь или, лучше сказать, основатель нового царства, новой империи». Вот под таким девизом работает и новый выставочный проект в Ростовском областном музее краеведения.

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Ирина Шаповалова,автор выставки, старший научный сотрудник Ростовского областного музея краеведения:
Это цитата из фразы Петра, которую он произнёс перед солдатами накануне полтавского сражения. «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога — жила бы только Россия». Эта фраза была отчеканена на медали «В честь 200-летия Полтавской битвы» в 1909 году. Когда мы рассматривали нумизматические коллекции нашего музея, конечно, эта фраза, нас сразила и мы дали название нашей выставке.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Ну и ещё один петровский город Омск также отметился масштабным выставочным проектом в честь 350-летия Петра Первого. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представляет первого императора России как человека своей эпохи, которой была присуща вера в неограниченные силы человека, способного на разумных началах построить дом, город, флот, государство.

ОМСК

Выставка под названием «Тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля…» включает свыше 120 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также костюмы, архивные документы, книги, модель парусного судна «Ингерманланд». Большая часть произведений экспонируется впервые. Выставке предшествовала значительная исследовательская и реставрационная работа.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Возвращаемся с берегов Иртыша на берега Невы и Финского залива, где красуется любимая загородная резиденция Петра грандиозный Петергоф.

ПЕТЕРГОФ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Столица чистейших фонтанов, шедевр садового искусства — бесподобный Петергоф. Свою приморскую резиденцию по пути из Петербурга в Кронштадт Пётр задумал как грандиозный триумфальный памятник во славу русских побед в Северной войне ради столько необходимого и желанного выхода к Балтийскому морю.

Первые чертежи Петергофа царь выполнил сам. Место для парадного дворца он выбрал на крутой прибрежной террасе, чтобы грандиозным пьедесталом для него мог служить Большой каскад фонтанов.

Огромный комплекс, созданный по идее Петра, уже три века остаётся настоящим чудом, выдающимся сооружением паркового зодчества. Но ещё более 150 фонтанов украшают Верхний и Нижний парки Петергофа. Для подачи воды в них никогда не использовались насосы — именно Пётр придумал проложить водовод с Ропшинских высот к прибрежной резиденции, чтобы питать многочисленные фонтаны за счёт естественного напора воды. Водовод работает до сих пор и до сих пор не имеет аналогов в мире.

Официальное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года. Но ещё два века парковый ансамбль преображали лучшие архитекторы и садовые мастера, дополняя и продолжая идеи Петра Великого.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Следующая неделя будет насыщена масштабными юбилейными событиями ведь 9 июня Петербург вместе со всей страной отметит День Рождения Петра Первого. В Северной столице откроются сразу несколько крупных выставочных проектов в музеях города, а на Марсовом поле начнет действовать масштабная экспозиция «30 картин из жизни Петра Великого». Состоятся грандиозные фестивали: от Всероссийского театрального смотра «И памяти твоей, великий Пётр…» до исторического фестиваля «Окно в Европу» от петербургского Яхт-клуба на набережной Лейтенанта Шмидта.

На этом всё! Увидимся ровно через неделю в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».