АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Здравствуйте! Сибирь – твердыня самодержавной России! Это осознавал и царь Пётр Первый, уделявший особое значение восточному направлению своей внешней и внутренней политики. Несмотря на то, что Тобольск был основан ещё в конце XVI века, своего расцвета город достиг в эпоху правления Петра I.

Пётр как никто другой понимал стратегическое значение Тобольска, стоявшего на перекрёстке торговых путей между Европой и Азией, Востоком и Западом. Сибирская губерния в начале XVIII века, столицей которой являлся Тобольск, простиралась от первого сибирского города за Уралом – Тюмени – до Тихого океана, от границ степей центральной Азии до Северного Ледовитого океана. Тюменская область и сегодня является одной из самых больших по протяжённости в мире. А мы отправляемся в очередной «петровский» город России – в Тобольск!

Тюменская область, город Тобольск. Тобольский кремль, годы постройки: 1683 – 1799

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

В этом году древняя столица Сибири – Тобольск отмечает круглую дату – 435 лет с момента своего основания. Город, ставший центром освоения Сибири, может похвастаться уникальным памятником культуры — белокаменным Кремлём, единственным по эту сторону Уральского хребта! Настоящий расцвет данного фортификационного сооружения пришёлся именно на петровскую эпоху благодаря зодчему Семёну Ремезову. Я приглашаю вас на прогулку по Тобольскому кремлю. Иными словами — добро пожаловать в парадные ворота в Сибирь!

Ирина Владимировна, не могу не спросить. Мы находимся в Ремезовском зале музея-заповедника Тобольский кремль. Понятно, что прижизненных портретов Ремезова не сохранилось. То есть это некий собирательный образ?

Экспозиция «Семён Ремезов – служивый человек Петровской эпохи» Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника

ИРИНА ЛЮБЧЕНКО,старший научный сотрудник Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:
Вы правы. Дело в том, что Семён Ульянович Ремезов был замечательным художником. Но собственного автопортрета потомкам не оставил. Например, он является автором единственного летописного свода сибирского с миниатюрами. Вот Ремезовская летопись содержит порядка 150 рисунков. И эти рисунки настолько подробны, информативны, что даже сами рисунки являются для исследователей огромным источником информации. Ремезов — это этнограф, это летописец, это иконописец, картограф, это историк Сибири.

Смотровая площадка «Алафейская гора» Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Можно назвать Ремизова сподвижником Петра Первого?
ИРИНА ЛЮБЧЕНКО,старший научный сотрудник Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:
Смело. Мы можем говорить о том, что Семён Ульянович Ремезов был тот человек, который смотрел с Петров в одном направлении. Во времена Петра I и во времена Семёна Ремезова существовала такая культура чтения карт, что мы, когда современную карту начинаем разглядывать, мы смотрим в первую очередь на север. А в ту эпоху карты были ориентированы на юг. Вот, например, Обскую губу мы здесь видим внизу. А вот, посмотрите, грязная клякса на карте — это Тобольск. Так Ремезов обозначил. А справа мы видим Уральские горы. Эти карты носили описательный характер. Конечно, карты Семёна Ремезова критиковали. Говорили, что это за описание — озеро в форме цветка или в форме картофелины. Можно на картах Ремезова такие формулировки встретить, как «море-океян», почти как в сказке.

Рентерея (Казённая палата), архитектор – С. У. Ремезов, годы постройки – 1713 – 1717

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Можно ли утверждать, что история Тобольска как административного центра начинается в петровскую эпоху? Или раньше?
ИРИНА ЛЮБЧЕНКО,старший научный сотрудник Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:
Тобольск формируется уже как административный центр ещё с 90-х годов XVI столетия. Но в петровское время он укрепляет свои позиции. Именно Петру удаётся выстроить тот государственный механизм, который безотказно работает. Главная цель, которую преследует Пётр — отладить систему налогообложения населения. Поступления в том числе и драгоценных мехов в Сибирскую казну. И именно в петровское время здесь возводится такая уникальная постройка как Рентерия, которая являлась хранилищем государственной казны.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Закрома родины, практически. Пушнину можно смело назвать нефтью XVII века.
ИРИНА ЛЮБЧЕНКО,старший научный сотрудник Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:
Может быть термин происходит от первого её названия. От налога, ренты, которую выплачивают в государственную казну аборигены края.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
А правда, что её строили пленные шведы, которых сослали сюда после Полтавской битвы?
ИРИНА ЛЮБЧЕНКО,старший научный сотрудник Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:
Да. Колония шведов была достаточно крупной, более 1000 человек. Немало среди них было и талантливых строителей. И как раз их знания и умения Семён Ульянович Ремезов и задействовал. Поэтому наша Рентерия ещё иначе называется Шведской палатой.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Недавно в Тобольском драматическом театре имени П. П. Ершова состоялась премьера легендарной комедии – «Шут Балакирев». В определённой степени сюжетные коллизии пьесы Григория Горина имеют документальную основу. Дворянин Иван Александрович Балакирев родился в 1699 году, являлся доверенным слугой императора и Екатерины I, и пострадал во время процесса над любовником императрицы Виллимом Монсом.

ТОБОЛЬСК, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Балакирев прослужил придворным шутом вплоть до кончины Анны Иоанновны. А в 1740 году свет увидело «Собрание анекдотов Балакирева». Годы сделали из шута острослова, рисковавшего говорить грозному монарху то, о чём большинство предпочитало молчать. Об этом и пьеса Горина, ставшая уже классикой на театральных подмостках.

АНАТОЛИЙ ЛОБАНОВ,режиссёр-постановщик спектакля:
Театральное искусство достаточно условное. Каждый режиссёр использует возможности определённой труппы, но у нас в постановке Тобольского драматического театра были некие совпадения даже с Ленкомовской постановкой. Как известно, у Марка Захарова играл Олег Иванович Янковский, а у нас Олег Иванович Пешков. Роль Петра для любого артиста большое счастье, ответственность. Но и материал, надо сказать, не самый простой. Это последняя пьеса Горина, она многослойная. То, что мы с ребятами сделали буквально за полтора месяца, мне представляется очень достойной работой.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Первая столица русского флота – Воронеж готовится к торжествам в честь Года Петра Первого в России. Так в Воронежском областном краеведческом музее стартовала новая образовательно-просветительская программа для школьников «Как царь Пётр флот в Воронеже строил…».

ВОРОНЕЖ

А знаменитый воронежский корабль-музей «Гото Предестинация», действующая точная копия первого линейного корабля Российского военно-морского флота, обновят к 350-летию Петра.

ЛЕОНИД СТРАХОВ,старший научный сотрудник Воронежского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук:

Корабль строил сам Пётр I, без помощи иностранных специалистов. Наш корабль можно назвать выпускным экзаменом. Пётр показал иностранцам то, чему он у них научился.

обычно деревянный парусник служил не больше 15 лет. Нашему кораблю больше 8 лет, и ремонт можно считать плановым. Ещё мы обнаружили новые исторические источники, благодаря которым немножко усовершенствуем корабль, приблизим его к реальности. В частности, каюта капитана корабля будет обита теперь ореховым деревом.

Пётр любил европейскую культуру, поэтому многие корабли называл на европейских языках. «Гото Предестинация» переводится как Божье предвидение, промысел Божий.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Кстати, корабль «Гото Предестинация» появится в новой ленте знаменитой воронежской анимационной студии Wizart Animation «Котёнок с Адмиралтейской площади». По сюжету ворона отправит кота Ваську и его друга щенка Бульку в эпоху, когда на реке Воронеж царь Пётр I только начинал строить первый регулярный военно-морской флот России. Мультфильм выйдет в прокат в юбилейном году.

Работа над мультфильмом про флот и деятельность Петра Первого вовсю идёт и на Севере России в детской киностудии «Перспектива» северодвинского Детско-юношеского центра.

СЕВЕРОДВИНСК, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОЛЬГА СОКОЛОВА,руководитель детской киностудии «Перспектива» Северодвинского детско-юношеского центра:
В основе фильма была идея руководителя пресс-службы нашего большого завода. Мы готовим мультфильм по журналу «Завод», у нас есть уже готовые тексты – история Петра I, как это действительно происходило. Получается историко-биографический мультфильм. Наши ребята уже конкретно занимаются съёмочным процессом, то есть они делают персонажей, рисуют фоны, лепят, снимают это на мультипликационных столах и даже озвучивают.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Тем временем в Петергофе, в любимом императором пригороде, готовятся к юбилейным торжествам участники проекта исторической реконструкции «Петергофские гардемарины Петра Великого». Наш корреспондент Дмитрий Раткин тоже примерил мундир морского гвардейца эпохи Петра Великого.

ПЕТЕРГОФ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДМИТРИЙ РАТКИН,корреспондент:

Вот и начались мои солдатские будни. Современную армию я прошел, а это караулы, наряды, физическая подготовка. А что ждёт меня в рядах морской гвардии XVIII века?

Первое, что привлекает внимание — форма гардемарина. Выполнена с исторической достоверностью. Литые пуговицы из олова и латуни подтверждают этот факт. Всего в таком комплекте одежды 10 элементов. Даже при должном уровне сноровки такой костюм быстро не надеть. На учениях гардемарину еще положен штык и мушкет. Можно приступать к строевой и огневой подготовке.

Тоже исторический факт: в XVIII веке строевую и огневую подготовку совмещали в одну дисциплину. После оттачивания оружейного мастерства краски только сгущались.

Урок каллиграфии. Морской гвардеец в будущем — офицер. Он был обязан виртуозно разбираться в картографии, артиллерии и геодезии. Первым шагом к освоению этих наук было филигранное использование письма вместе с дисциплиной.

Кстати, за болтовню на уроке и неаккуратное письмо можно было получить очень суровое наказание.

Гвардейца на балу видно сразу по осанке и гордому взгляду. Учимся танцам.

Гардемарины — это преимущественно дворянские сыновья. Умение танцевать для них — правило хорошего тона. Для современных гвардейцев эти дисциплины также обязательны.

Итоговым экзаменом и праздничным парадом гардемаринов станет большой фестиваль в парке «300-летия» под названием «Окно в Европу». Там откроют выставку оружия, а кульминацией торжества станет реконструкция водной баталии в устье Невы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Среди многочисленных исторических музеев Петербурга особый интерес представляет Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Он, кстати, ровесник нашего города – днём его основания считается 29 августа 1703 года, когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный Цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий. Не меньшую ценность представляют и исторические документы, хранящиеся в Научном архиве музея, которому в этом году исполняется 150 лет с момента основания.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Научный архив Военно-исторического музея артиллерии насчитывает порядка 130 фондов, в которых хранится более 200 тысяч дел. Самые ранние материалы датируются 1628 годом и это дела Пушкарского приказа Московского царства. Также здесь можно увидеть и специальные выписки указа о выделения боеприпасов для стрельб Потешной флотилии Петра. В архиве есть документы по артиллерийской тематике, градостроительству, географическим открытиям, медицине, истории дипломатии. Помимо архива представляет интерес и Научная библиотека Военно-исторического музея артиллерии, основанная в 1876 году. Вклад в формирование библиотечных фондов сделало Главное артиллерийское управление, передав в музей 185 редких русских и иностранных книг по истории артиллерии и военно-инженерного дела конца XVIII – начала XIX веков.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Продолжим тему истории русской артиллерии, тем более что при Петре впервые в армии появилось много нового относительно этого вида вооружения, сыгравшего ключевую роль в Полтавской виктории.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

А началось всё, когда Алексей Михайлович подарил 4-летнему Петруше пушечку, самую настоящую. Через несколько лет пушка уже участвовала в потешных боях юного царя, обученного артиллерийской азбуке голландцем Францем Тиммерманом из Немецкой слободы. Настоящим артиллеристом Петр стал во время Великого посольства.

ЕВГЕНИЙ ЮРКЕВИЧ,научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, кандидат исторических наук:
Он в Кёнигсберге получил диплом огнестрельного мастера и художника. Пётр учился изготовлению артиллерийских орудий, во-первых. Он сам изучал этот процесс для того, чтобы самому владеть этой ситуацией. Он учился стрелять. Он, так сказать, все аспекты артиллерийской стрельбы он изучил.

Но ещё за два года до Великого посольства вчерашние потешные бомбардиры прошли экзамен, взяв турецкий Азов в первой военной кампании Петра. В признательность шведский король Карл XI подарил русскому царю 3 сотни пушек. Кто знает, может быть, ядро одной из них и подбило лошадь его сына, Карла XII в битве при Нарве в 1700-м году.

Но большая часть пушек петровских бомбардиров видела ещё Бориса Годунова и русские войска получили по выражению Пушкина «урок нежданный и кровавый». После Нарвской конфузии Петр с удесятерённой энергией взялся за техническое перевооружение и реорганизацию армии, а в первую очередь — артиллерии.

ЕВГЕНИЙ ЮРКЕВИЧ,научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, кандидат исторических наук:
Большой заслугой Петра стал перевод на русский язык и издание 1710-1711 год первых учебников по артиллерии.

Но и без пособий артиллеристы, одетые в «цвет дыма и пламени», уже через два года после Нарвы сказали своё веское слово. Сообщая о взятии Орешка, Пётр писал, что «зело крепок сей орех был, однако же, слава богу, счастливо разгрызен… А впереди была Полтава.

ЕВГЕНИЙ ЮРКЕВИЧ,научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, кандидат исторических наук:
70 наших пушек, причём небольшого калибра, своим картечным огнем, они буквально выкосили шведскую пехоту. Наша артиллерия поработала здесь на полную катушку. И она, по свидетельству самого Петра, и стала решительницей Полтавской победы.

Благодаря Полтавской виктории Россия получила статус великой державы, а Швеция утратила былое могущество. А русская артиллерия признана одной из лучших в мире. Для этого ей понадобилось всего 9 лет.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

И последнее – 13 апреля в Выставочном зале федеральных архивов в Москве открывается большая историко-документальная выставка «Пётр I и его эпоха». Впервые в едином экспозиционном пространстве будет представлено более 250 экспонатов – подлинные архивные документы петровской эпохи, живописно оформленные грамоты, графика, гравюры, автографы и мемориальные вещи Петра Великого.

На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую субботу, в 11:10, только на телеканале «Санкт-Петербург».