Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Антонец изучил архивные документы, посвящённые деятельности микробиологов Ленинграда в 1941—1945 годах, и установил, как ученые помогали жителям города бороться с болезнями и голодом. Исследование проводилось при поддержке Архивного комитета Санкт‑Петербурга.
Профессор СПбГУ Кирилл Антонец рассказал, что во время блокады в городе было множество вспышек инфекционных заболеваний, но ни одна из них не переросла в эпидемию. По его словам, сдержать распространение болезней удалось во многом благодаря учёным Ленинградского института эпидемиологии и микробиологии имени Пастера.
С начала войны сотрудники института обходили заражённых, собирали у них биоматериал и исследовали его на наличие патогенных микроорганизмов. Они обеспечивали Ленинград противокоревой сывороткой, вакцинами против бешенства и натуральной оспы. В зимне-весенний период 1942-го специалисты института зафиксировали в городе стремительный рост заболеваемости сыпным тифом. За несколько месяцев ученые выявили источники и пути распространения инфекции, создали новый метод приготовления вакцины из легочной ткани зараженных мышей и открыли лабораторию по производству препарата.
В годы блокады сотрудники Всесоюзного института сельскохозяйственной микробиологии совершенствовали удобрение «Азотоген». В январе 1943 года они сообщили властям об его эффективности: препарат повышал урожайность зерновых на 20 %, овощных — на 30 %. 13 января инициатива получила поддержку, а уже в феврале два завода начали выпуск удобрения.
Биологи ЛГУ в тот же период заготовили свыше 3,5 тонн лечебного мха для перевязок. В эвакуации в Саратове они исследовали клубеньковые бактерии для повышения урожайности бобовых, в том числе нута. После возвращения в Ленинград в 1944 году работы продолжились: учёные изучали механизмы действия бактерий и подбирали оптимальные штаммы для разных культур. Эти наработки помогли увеличить продовольственные запасы города.
