Чем холоднее на улице, тем лучше себя чувствуют любители зимнего плавания, и речь – не о крещенских купаниях. Сотни петербуржцев опускаются в ледяные проруби чуть ли не каждый день, невзирая на снег и мороз. Массовым зимнее плавание стало в советские годы. Тогда его активно пропагандировали. Ленинград был в авангарде этого движения. Заплывы устраивали на Заячьем острове. Зимний пляж у стен Петропавловской крепости не пустует и сейчас, хотя в наше время моржевание уже воспринимается, как экстремальное увлечение. От чего спасаются в холодной воде петербуржцы, как самым заядлым ленинградским моржом стал знаменитый советский актер Павел Кадочников и почему не всем полезен этот опыт, рассказывает телеканал «Санкт-Петербург».
«Вы думаете, что так легко в мороз окунуться? Это нужно себя преодолеть».
Сезон преодоления – он же моржевания – в Петербурге в самом разгаре. Пока одни кутаются, споря о пользе холода, петербургские моржи проверяют теорию на практике.
«Стараемся закаливаться, потому что дети практически не болеют», – говорит Павел Лапшин, многодетный отец
Практиковали закаливание холодом и Суворов, и Пушкин, но массовым увлечением это стало именно в СССР.
«Ленинград можно назвать родиной российских моржей, советского зимнего плавания, потому что в 60-е годы в Ленинграде находился крупнейший клуб закаливания «Большая Нева». Тогда в этом клубе занималось порядка 600 человек», – рассказывает Роман Каркачёв, президент Федерации зимнего плавания.
«Нева стала местом рождения советских моржей, теперь – российских, а среди моржей были известные люди. Самый известный – народный артист СССР Павел Кадочников, настоящий герой», – говорит Алексей Ерофеев краевед.
В одну реку с Павлом Кадочниковым ежедневно заходил Эдуард Терентьев. С 19 лет – поклонник ледяной воды, он закалялся в том самом легендарном клубе «Большая Нева» и помнит, что тогда ленинградские моржи были настоящей достопримечательностью.
«Очень большая толпа собиралась, приходила экскурсия в Петропавловскую крепость, смотрела на моржей, и все забывали про это и бежали смотреть, как мы окунаемся», – говорит Эдуард Терентьев, который начал моржевать в 19 лет.
«Павел Петрович был один из зачинателей, организаторов этого клуба. Он начал одним из первых ходить, к нему стали присоединяться люди.
Внучка Павла Кадочникова Наталья гордится своим легендарным дедом. Герой на экране, для всей страны он был воплощением мужества, стойкости и отваги. Разведчик, летчик Мересьев, бесстрашный мотоциклист – его роли в «Подвиге разведчика», «Повести о настоящем человеке», «Укротительнице тигров» пересматривала вся страна. Он и в жизни был примером.
«Он очень был выносливый и долго мог пробыть под водой. Моржевание очень помогло ему в спасении людей. Один мальчик провалился под лед, Павел Петрович как раз шел с окунаний, и он увидел, как тонет мальчишка. Вокруг собралось много народа, но никто не рискнул прыгать в воду зимой. Павел Петрович сбросил все с себя, прыгнул, вытащил мальчика этого, и таких случаев было очень много. Один раз он прыгал с Троицкого моста, и с этим человеком мы дружили, он решил перейти от Петропавловки на другую сторону и провалился под лед – Павел Петрович увидел. Павел Петрович говорит: «Я не думал, я просто прыгал». Случилось, что прыгнул в разбитый лед и вытащил человка», – вспоминает Наталья Кадочникова, внучка Павла Кадочникова.
Пример Кадочникова был столь заразителен, что о ленинградских моржах даже слагали песни. Вот хит звезды эстрады 70-х Анатолия Королёва о закаленных людях с берегов Невы.
«Современные парни поют эту песню, глядя на Неву».
Моржевание переживает второе рождение. Как и десятилетия назад, сотни петербуржцев ныряют в прорубь за здоровьем.
«Повышается дофамин, а он отвечает за настроение, память, внимательность, выплескивается кортизол, и ты чувствуешь себя спокойным».
«Море энергии, ты целый день как энерджайзер, получаешь молодость. Как известно, в холодильнике продукты не портятся, ты получаешь заряд».
Но врачи предупреждают о том, что экстремальные нагрузки должны быть дозированы и только после консультации.
«С одной стороны, это приятно: выбрасывается много гормонов, прилив сил, жизненной энергии, бодрости, и ощущение, что я это сделал, победа», – говорит Марина Ерина, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, кандидат медицинских наук, доцент, врач-кардиолог.
«Я не поддерживаю, особенно у людей, у которых гиперфикс, что сейчас буду моржевать и решу все проблемы, которые я копил всю жизнь. Нет, конечно, надо начинать потихоньку, и тогда будет все хорошо», – объясняет Галина Савватеева, заведующая отделением, врач скорой медицинской помощи, врач-терапевт.
Попробуем потихоньку. Если начинать никогда не поздно – проверим это на себе! Здесь самое страшное – сделать первый шаг в ледяную воду. Вода обжигает, но, главное, – дышать, не бояться и не геройствовать. Минуты для новичка – вполне достаточно. Сразу нужно согреваться, одеваться и ждать тот самый заряд бодрости, за которым сюда приходят поколение за поколением.
